Разделы



Туризм в украине


Спортивный туризм


Основы топографической подготовки и спортивного ориентирования


Преодоление естественных препятствий и соревнования по спортивному туризму


Организация и проведение туристических походов


Проведение походов по различным видам туризма


Педагогические и психологические аспекты туризма


Правила организации и проведения туристических походов


Методика разработки туров


Конъюнктура туристического рынка


Педагогика туризма


Методологические основы туристического воспитания


Теория туристического образования и обучения


Мониторинг качества туристического образования


Международный опыт туристического образования


Подготовка кадров туризма в украине


Словарь туристических терминов


Рынок туристических услуг в украине


Сущность, структура и функции рынка туристических услуг


История рынка туристических услуг


Факторы развития туристического бизнеса в украине


Экономический потенциал туристического бизнеса в украине


Стратегии в менеджменте туристических предприятий


Внешнеэкономическая деятельность туристических предприятий


Стратегия выхода украины на мировой рынок туристических услуг


Философия современного туризма


Дидактический принцип научности

    

Дидактический принцип научности используется прежде всего в планировании туристско-краеведческой работы и реализуется в системном подходе к решению этой задачи. Этот принцип воплощается в жизнь также при подготовке учащихся к выполнению соответствующей работы в туристических мероприятиях, при изучении района путешествия, при обработке собранных материалов.

     Принцип доступности в туристической деятельности реализуется через ее содержание. Демократичность туристско-краеведческой деятельности предполагает успешное участие в ней школьников с любым уровнем физического, интеллектуального и эмоционального развития. Принцип доступности играет значительную роль при планировании туристско-краеведческой деятельности. Так, отсутствие этого принципа, наряду с принципом последовательности и систематичности в организации туристической работы с младшими подростками, особенно заметно в попытках отдельных руководителей провести первый поход с учениками по сложному маршруту, категорийного и даже опасном. Это, конечно, временно мобилизует учащихся, их ответственность за учебную, общественную и трудовую деятельность. Они пытаются хорошей учебой, активностью в общественной жизни и труда, "заработать" право на участие в походе. Но педагогическая целесообразность такого похода полностью себя не оправдывает. Длительный, трудный и опасный поход требует больших затрат и напряжения физических сил подростков. Педагогическая результативность такого спортивного мероприятия всегда хуже тех походов, в которых наряду со спортивной присутствует познавательно-краеведческая деятельность, соединенная с посильной общественно-полезным трудом. Кроме того, нарушение последовательности в доступных трудностях и сложности походов может привести к перегрузке, травматизма, несчастного случая на маршруте. Такие походы создают у подростка ложное впечатление мастерства, ведет к игнорированию малых форм туристической работы, а также к самостоятельным (без взрослых) походов.

     Одним из важнейших принципов педагогики, особенно успешно осуществляется в процессе туристско-краеведческой деятельности, является принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического воздействия. Эта деятельность способна одновременно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности учащихся, осуществлять органичное слияние образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов.

     Принцип коллективизма играет особую роль в туристско-краеведческой деятельности, поскольку только сплоченный коллектив может преодолеть все сложности на маршруте, выполнить поставленные задачи и достичь определенных успехов. В развитии туристического коллектива важное значение имеет совместная деятельность в походе, в процессе которой возникает взаимодействие, взаимопомощь, взаимозависимость, взаемозахищенисть. Благодаря реализации принципа коллективизма туризм становится действенным средством разностороннего воздействия на личность.

     Основой и ориентиром в налаживании отношений педагога с учащимися является принцип взаимосвязи требовательности с уважением к личности. Реализация этого принципа в туризме имеет свою специфику. Ответственность руководителя за здоровье и жизнь детей обязывает его быть хорошо осведомленным о всех сферах жизни детей. Это достигается благодаря неформальности, доверии отношений. Чем больше походов и совместных мероприятий, тем более, лучше педагог может узнать о воспитанниках. Часто случается, что руководитель туристической группы осознает внутренний мир ребенка гораздо точнее, чем родные подростка. Знания о темперамент, характер, способности, задатки, размышления, переживания и т.д. позволяет руководителю продуктивнее вести целенаправленную работу по развитию отдельных сторон личности воспитанников. Таким образом, реализация принципа индивидуального подхода к детям позволяет педагогу, опираясь на положительные качества воспитанника, осуществлять повседневную помощь в сложных ситуациях, применять различные методы воспитательного воздействия.

     Важную роль в туристско-краеведческой деятельности играет принцип последовательности и систематичности. Его реализация предполагает построение такой педагогической системы, при которой все составные части образуют целостное единство, при этом важны непрерывность педагогического процесса в туристической работе, постепенность и преемственность в воспитательной работе.

     Невозможно провести туристический поход, особенно многодневный, без соблюдения принципа доступности. Демократичность туристско-краеведческой деятельности предполагает успешное участие в ней учеников с любым уровнем физического, интеллектуального и эмоционального развития. Это возможно потому, что она не требует достижения высоких показателей физической и волевой подготовки, как в спорте; не требует интеллектуальной одаренности, как в учебной деятельности; не предусматривает высокой эмоциональной направленности, как в художественных видах деятельности.

     Таким образом, можно утверждать, что туристско-краеведческая деятельность учащихся регулируется всеми, без исключения, принципам педагогики в их своеобразной взаимодействия. Существенным условием эффективности реализации принципов педагогики в туристско-краеведческой деятельности учащихся является их усиление основным направлениям, законами, правилами и традициями туризма.

    


Следующая статья о Тестирование специалистов туризма
Читать про Система последипломного образования специалистов сферы туризма
Прочитать заметку о Структура повышения квалификации специалистов сферы туризма
Рейтинг@Mail.ru