|
Методика бакушинскогоМетодика экскурсий А. В. Бакушинского заключается в том, чтобы раскрыть произведение искусства глубоко, открыть непосредственную связь мастера и зрителя через переживание его как живого художественного организма. Систематическую экскурсионную работу со зрителем исследователь рекомендует начать с сюжета. Но анализ сюжета выступает как метод обострения и расширения эстетических чувств, переживаний. Социологический анализ игнорирует переживания, сводит произведение искусства в качестве наглядных пособий для исторических дисциплин. «Анализ, познавательная работа, осуществляемая неподобающе, неуместно, может не только засушить, но и совсем убить переживания» [2]. Исследователь не отказывается от исторического принципа в экскурсионном изучении картины. Но из совокупных исторических ссылок рекомендовано выделить такие, которые имеют решающее значение для восприятие картины. Исторические факты, историко-художественный процесс, биография художника, ход его работы - все это может быть основой для понимания художественного произведения. Одновременно необходимо раскрыть компоненты художественного произведения: форму, колорит, технику, материал, фактуру. При этом изучение техники живописи в экскурсионной работе является вспомогательным средством. Основная цель музейно-эстетической экскурсии - эмоциональная, поэтому анализ художественного произведения Бакушинский считает необходимым. При этом социологический и эмоциональный анализы должны быть органично взаимосвязаны между собой. С точки зрения педагогики туризма актуальным остается вопрос методов воздействия на формирование интереса туриста к эстетического познания. Л. С. Выготский в работе «Психология искусства» [7] определяет, что психология искусства изучалась или как психология художника, или как психология зрителя. Другой подход руководствуется формулой: от формы произведения через функциональный анализ его элементов и структуры к воссозданию эстетической реакции, к определению ее общих законов. Предложенный метод Бакушинский продолжен «неформальным анализом». По сути этот анализ систематизировал подход, наметившийся еще в 20-е годы прошлого века (М. М. Бахтин, В. М. Жирмунский, В. В. Томашевский, В. В. Виноградов). Основателем «неформального анализа» считают немецкого философа Гартмана. По мнению ученого, в структуре художественного произведения различают «прослойки», они, как равные, постепенно ведут к сути произведения. «Внешние» слои расположены на периферии, «внутренние» - ближайшее к центру произведения. Исследователь исходит из того, что произведение искусства - это целостность, где нельзя отрывать идею и форму произведения. А. В. Бакушинский сформировал концепцию, актуальна и сегодня. Эстетическое сознание отличается тем, что она эмоциональна. В эстетическом восприятии отражаются не только свойства предмета, но и переживания человека. Эстетические эмоции являются непосредственной формой самораскрытия личности. Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Ничто, ни слово, ни мысль, ни даже поступки наши не выражают так ясно и точно нас самих, наше отношение к миру, как наши чувства, у них осязаемый характер не отдельной мысли, не отдельного решения , а всего содержания души нашей »[21, С.196]. Эстетические эмоции - не единственные эмоции, которые изучаются педагогикой туризма. Особое внимание на этих эмоциях обусловлена тем, что они - духовные, возникают от созерцания, эмоции высшего порядка, связанные с сознанием человека. Л.С. Выготский называл их «умными эмоциями». Эстетические эмоции разнообразные по характеру, зависят от богатства и разнообразия эстетических объектов. Эстетические чувства, творческие по характеру, влияющие на развитие воображения путника, способствуют преодолению стереотипности мышления, ведут туриста к конструктивному преобразования мира.
Следующая статья о Воспитание гуманистических взглядов Далее идет тема Принципы разработки программы обучения Материал из учебника про Методы практического обучения |
|