|
Методы формирования сознания личностиНа сегодня известной классификацией является подход российского исследователя В. О. Сластьонина, отличающим такие методы воспитания:. методы формирования сознания личности, в основе которых лежит слово педагога; - методы организации деятельности, общения и формирования положительного опыта общественного поведения, основанные на практических действиях воспитанников; - методы стимулирования деятельности и поведения, которые в своей основе имеют эмоциональные аспекты средств стимулирования; - методы самовоспитания. В отечественной педагогике популярная классификация методов воспитания исследователя С. В. Гончаренко [10]: - методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся с целью формирования их взглядов и убеждений (беседа, лекция, диспут, положительный пример); - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, приучение, создание воспитательных ситуаций); - методы регулирования, коррекции, стимулирование позитивного поведения и деятельности воспитанников (соревнования, наказание, поощрение). Поэтому возникает вопрос: «Какой вариант оптимальный для воспитания личности в туризме? »Несомненно, что каждый вариант имеет свои и положительные аспекты, и определенные недостатки. Для того чтобы определить методы воспитания в туризме, необходимо: - во-первых, выбрать методы, которые оптимально способствуют реализации основных целей воспитания; - во-вторых, обосновать эффективность обеспечения воспитательных мероприятий в процессе туристской деятельности; - в-третьих, обеспечить оптимальную методику воспитательной работы с различными категориями туристов. Исходя из вышесказанного, можно классифицировать методы туристического воспитания на следующие группы: - методы непосредственного воспитательного воздействия (беседа, лекция, положительный пример); - методы опосредованного воспитательного воздействия (педагогическая требование, общественное мнение, создание воспитательных ситуаций); - методы самовоспитания. Безусловно, что эта классификация методов туристического воспитания несовершенна. Однако она учитывает: современные педагогические концепции и их влияние на методику воспитания; позитивные аспекты классификации методов воспитания, которые были в истории педагогики, содержание и особенности предмета и продукта труда в туристской деятельности. Выбор специалистами сферы туризма соответствующих методов воспитания зависит от учета целей, содержания и особенностей воспитательных воздействий на участника туристской деятельности, педагогического мастерства специалиста отрасли, методично оптимального сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания воспитательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакушинский А. В. Методы и практика зкскурсионного дела. - М., 1925. - С.91. 2. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. - М., 1925. - С.156-157. 3. Бакушинский А. В. Современное зкскурсионное дело в России / / Казанский Весник. - 1921. - ¹ 3-6. - С.89-90. 4. Брандесов Р. Ф, Вопросы из стодидактикы: Учебное пособие. -Челябинск: Челябинский гос. пед. институт, 1983. - 73 с. 5. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М.: Новая Москва, 1924. 6. Волкова Н.П. Педагогика. Пособие. - М.: Издательство «Академия», 2001. - 576 с. 7. Выгодский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с. 8. Галузинський В. М., Евтух М. Б. Педагогика: теория и история. - М.: Высшая школа, 1995. - 236 с. 9. Глобальный зтический кодекс туризма. - В сб.: Правовое регулирование туристической деятельности в Украине / Под общ. редакцией профессора В. К. Федорченко. - М.: Интер, 2001. - С. 89. 10. Гончаренко СУ. Украинский педагогический словарь. - М.: Просвещение, 1997. - С. 205. 11. Государственная национальная программа «Образование» (Украина XXI века). - М.: Радуга, 1994. - 61 с. 12. Дубровский Д. И. Проблема идеального. - М., 1983. 13. Ермоленко В.Г. Коммуникативная практическая философия. Учебник - М.: Либра, 1999. - 488 с. 14. Загвязинский В.И., Амонашвили Ш.А., Закирова А.Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / / Педагогика. - 2002. - ¹ 3. - С. 3-11. 15. Крупник Е.П. Психологические особенности восприятия образа / / Психологический журнал. - 1985. - ¹ 3. - С.150-153. 16. Кулаев К.В. «Биогенетическая концепция »художествен-ного развития личности А. В. Бакушинский: культурол-гия и зкскурсоведение: Конспектьи лекций / Сост. К. В. Кулаев .- М.: Российская международнач академия туризма, 1998. - С.12-27. 17. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: российс-кое педагогическое агента, 1996. - 334 с. 18. Подласшй И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для сту-дентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн.2: Процесс воспитания. - 256 с. 19. Словарь иностранных слов. Под редакцией академ. АН УССР А. С. Мельничука. Издание второе, исправленное и дополненное - М.: Главная редакция Украинской советской энциклопедии, 1985. - 966 с. 20. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 т. - М., 1976. - Т.1. 21. Ушинский К.Д. Собр. соч. - М., 1950. Т. 9. - С. 117-118. 22. Ушинськйй К.Д. Человек как предмет воспитания: Выбрать пед. произведения: В 2 т. - М., 1983. - Т. 1, С. 196. 23. Шестаков В. П. Зстетические категории. Опьит систематического и исторического иселедования. - М., 1983. - 356 с. 24. Шульгин Н. Н. Альтернативная герменевтика в диалоге культур / / Вопросьи философии. - 2002. - ¹ 12. - С. 22-49. 25. Зйзенштейн С.М. Избранньие произведения. - М., 1958. - С. 267. 26.Dziemidk Н. Katharsis jak kategria estetyczna - Studitsetits t VII-IX, 1971. - 1972.
Листаем дальше на Методы практического обучения Прочитать заметку о Принципы, методы и формы практической подготовки Следующая статья о Практика |
|