|
Методы воспитания, их классификация
Среди основных условий, определяющих эффективность воспитания в туризме, особое место занимают методы воспитания. Это связано с тем, что, во-первых, они обусловливают характер отношений между субъектами туристской действительности, составляет сердцевину всего воспитательного процесса в туризме, во-вторых, новыми достижениями педагогической науки и практики, в-третьих, без современных эффективных методов воспитания лучшие цели, идеалы туристического воспитания останутся лишь в намерениях организаторов. Понятие «метод воспитания» - довольно сложное, что обусловлено многогранностью того процесса, который должен отражать эта педагогическая категория. Понятие «метод» заимствован из западноевропейских языков: немецкое слово methde, французское-methde. Греческое слово «methds» означает исследование, способ, путь приближения к истине. В педагогической практике метод выступает как «способ организации практического и теоретического освоения действительности, обусловленный закономерностями исследуемого объекта» [10]. До сих пор в педагогической науке нет единого подхода к определению метода воспитания. Одни ученые определяют метод воспитания как совокупность общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий (В. Гончаренко). Другие ученые под методомвиховання понимают кратчайший путь достижения результатов, соответствующих поставленным воспитательным целям (М. Д. Ярмаченко). Другие исследователи связывают методы с целями воспитания (С. Г. Карпенчук). Вполне обоснованным представляется позиция, которая объединяет все указанные подходы. Методы воспитания - это система специфических приемов и способов воспитательной работы для достижения поставленных воспитательных целей. Категория «методы воспитания в туризме», по нашему мнению, означает способы и приемы совместной взаимосвязанной деятельности между субъектами туризма, направленной на овладение культурными интенциями, нормами и правилами достойного поведения, разностороннее развитие личности, формирование общечеловеческих, национальных черт, что определено целями педагогики туризма. Прием воспитание - это часть метода воспитания, необходимая для эффективного применения метода в условиях конкретной педагогической ситуации. Любой метод воспитания состоит из определенной совокупности однородных приемов и способов воспитательного воздействия. Способы воспитания - это конкретные формы организации жизнедеятельности личности во время туристской деятельности, имеющие воспитательное окраску и несут воспитательную нагрузку. Средства воспитания - это все то, посредством чего влияют на участников туристской деятельности. Средствами воспитания являются конкретные предметы материальной и духовной культуры, которые используются в педагогике туризма. Наиболее актуальной проблемой теории туристического воспитания, как и общей теории воспитания, является проблема классификации методов воспитания. Классификация - это группировка методов воспитания по определенным признакам, установление связей между группами. В процессе развития педагогической науки имели место различные подходы к их классификации. Читаем раздел Принципы разработки программы обучения Прочитать заметку о Методы практического обучения Также Вы можете ознакомиться со статьей Принципы, методы и формы практической подготовки |
|