|
Мотивационная функцияОсобенно важна мотивационная функция. Она вызывает потребность в самооценке, поведении и способах учебной работы, системе отношений студентов в процессе обучения и последующей практики. Немаловажным является соблюдение преподавателями адекватности, справедливости и объективности оценивания. К типичным ошибкам в этом процессе относят «великодушие», близость, контрастность, центральную тенденцию, ореол, логичность. Ошибки «великодушия» и «снисхождения» проявляются в выставлении завышенных оценок. Особенно это проявлялось при имеющейся в прошлом в высшем учебном заведении системы процентомании в оценке результатов работы. Ошибки «центральной тенденции» проявляются у преподавателей, которые стараются избегать крайних оценок (например: не ставят двоек и пятерок). Ошибки «ореола» встречаются у преподавателей, которые не ставят высоких оценок по принципу «Всевышний знает на« 5 », я - на« 4 », а« студент »соответственно ...», или положительная оценка ставится только отдельным, приближенным студентам ( часто это старосты групп). Ошибки «контраста» проявляются в том, что поведение студентов оценивается выше или ниже в зависимости от уровня знаний и эрудиции преподавателя. Меньше опытный и организованный преподаватель оценивает студентов выше, чем тот, который имеет достаточно большой опыт научной и педагогической работе, отличается аккуратностью и высокой исполнительской дисциплиной. Оценка «близости» находит свое отражение в том, что преподаватель не может наряду с неудовлетворительной оценкой поставить пятерку, а при неудовлетворительной ответы отличника способен поставить ему более высокую оценку. «Логические» ошибки проявляются в выставлении оценок за поведение и переносе ее на предмет, или когда за одинаковые ответы выставляются разные оценки с учетом поведения. Ошибки в оценке могут в отдельных случаях быть оправданными. Например: повышенная текущая оценка отдельным студентам для их поддержки дальнейшей успешности, обращение внимания к предмету. Однако выставление незаслуженной пятерки ради диплома с отличием является сознательным обманами общества. Впрочем бывают случаи, когда абсолютное объективность педагогической оценки не всегда целесообразна с точки зрения индивидуального подхода в обучении. Поэтому определенная субъективность оценки в отдельных случаях бывает нужным наряду с применением объективных дидактических тестовых заданий, программированного контроля с автоматическим оцениванием знаний и умений студентов. Рассматривая проблему мониторинга качества образования, целесообразно напомнить структуру процесса обучения. С дидактики известно, что структура процесса обучения включает: цель (цели) - содержание учебного материала - средства, методы и формы - контроль - результат. На первый взгляд, контроль, как структурный компонент предназначен для выяснения уровня усвоения учебного материала и определения результатов обучения. Но мониторинг тем и отличается от контроля, что его задачей является выявление связей с другими составляющими учебного процесса, в частности с цилепокла-ниям. Мониторинг, как технология, предусматривает определение результатов обучения и его коррекцию в соответствии с состоянием усвоения конкретных знаний и умений (когнитивная сфера деятельности), студент обязан сформировать в процессе изучения данного учебного материала. Таким образом, мониторинг устанавливает не только усвоение сформированных знаний и умений студентами, но и уровень усвоения, который задается целями данного учебного процесса, а также создает возможности коррекции его согласно определенному эталону будущей деятельности, планов-проектов учебного заведения.
Читать про Аксиология туристического воспитания Также Вы можете ознакомиться со статьей Принцип общественной направленности туристического воспитания Материал из учебника про Принцип гуманизма и демократизма |
|