Разделы



Туризм в украине


Спортивный туризм


Основы топографической подготовки и спортивного ориентирования


Преодоление естественных препятствий и соревнования по спортивному туризму


Организация и проведение туристических походов


Проведение походов по различным видам туризма


Педагогические и психологические аспекты туризма


Правила организации и проведения туристических походов


Методика разработки туров


Конъюнктура туристического рынка


Педагогика туризма


Методологические основы туристического воспитания


Теория туристического образования и обучения


Мониторинг качества туристического образования


Международный опыт туристического образования


Подготовка кадров туризма в украине


Словарь туристических терминов


Рынок туристических услуг в украине


Сущность, структура и функции рынка туристических услуг


История рынка туристических услуг


Факторы развития туристического бизнеса в украине


Экономический потенциал туристического бизнеса в украине


Стратегии в менеджменте туристических предприятий


Внешнеэкономическая деятельность туристических предприятий


Стратегия выхода украины на мировой рынок туристических услуг


Философия современного туризма


Педагогический аспект биогенетической теории



    Педагогический аспект биогенетической теории полно воплотился в практику «школы действия» немецкого философа В. Лай, широко распространенной в советской школе 20-х годов. Эклектично соединяя в своих теоретических рассуждениях субъективный идеализм Шопенгауэра и Фихте с позитивизмом Спенсера, Лай «биологическую сторону» личности объявляет основным педагогическим принципом созданной системы воспитания.

    «Важным педагогическим событием, равной воспитанию и преподаванию, - пишет Лай, - является, с нашей точки зрения, широкое и последовательное воплощение в жизнь всеми учителями и воспитателями следующих положений:

    1. Воспитанник - член окружающей среды. Последнее влияет на ребенка, и она реагирует с целью достижения чувственных, духовных благ, избегание материальной и духовной угрозы.

    2.  Врожденные рефлексы, реакции и инстинкты, которые проявляются

    в играх ребенка, в этом естественном, успешному самообучении, должны стать основой, исходным пунктом всего воспитания. Это биологическая сторона воспитания.

    3.  Воспитание должно так влиять на рождение и получения реакции, чтобы она соответствовала нормам логики, этики и религии. Это социологическая сторона воспитания. Воспитание - развитие, руководствуется требованиями общества, культуры »[16]. По мнению Киркпатрика, Лоя и других теоретиков, все идеи, эмоции, желания развиваются из индивидуалистических инстинктов, поэтому никакое воспитание не может подавить индивидуалистические «инстинкты» ребенка, которые определяют его дальнейшую жизнь.

    Впервые биогенетическая концепция относительно эстетического воспитания получила свое развитие в трудах Георга Кершенштейнера, - ведущего теоретика новой немецкой педагогики. Кершенштейнер, основываясь на генетическом методе изучения детского рисунка, исследует процесс развития творческих способностей ребенка, иллюстрируя этот процесс материалам простейших графических и сложных художественных изображений. Сама изобразительная деятельность рассматривается исследователем как спонтанный процесс, не зависящий от условий жизни, воспитания и обучения.

    Биогенетическая концепция воспитания А. В. Бакушинский объединяет самое ценное, что получили философы немарксистской эстетики 20-х годов прошлого века. Конечно, позитивистская эстетика захватывает Бакушинский своим интересом к человеку, комплексным исследованием ее деятельности. Однако основным недостатком идей Спенсера, Лая, Киркпатрика, Бюлера - отрыв художественного развития личности от социальных связей, попытка объяснить художественный развитие ребенка исключительно биологическими факторами, спонтанно воспроизводит все фазы мирового искусства.

    В своем труде «Художественное творчество и воспитание», исходя из идей биогенетической теории, Бакушинский также обосновывает спонтанность художественного развития в онтогенезе, врожденности творческих способностей. Вся духовная жизнь ребенка, по мнению исследователя,

    определяется родом инстинктов, родом сознания. Одновременно используя генетический метод Г. Кершенштейнера, Бакушинский на основе глубокого изучения детского рисунка впервые обосновал теорию онтогенетического развития художественных способностей.

    «Здесь я, - пишет А.В. Бакушинский в "Автобиографии", - развиваю новую концепцию, которая охватывает явления детского и примитивного искусства в их взаимосвязи с искусством большим ».

    Исследователь предлагает фазное периодизацию художественно-творческого развития человека. При этом фазы характеризуются не биологическими, физиологическими особенностями ребенка, а прежде всего возрастными. Вся концепция художественного развития строится Бакушинский на материале изобразительного искусства. По мнению исследователя, художественная деятельность ребенка проходит три фазы.

    Первая фаза представлена возрасте от 2 до 7 лет. Бакушинский экспериментально показал диалектику изобразительных способностей от схем и общих символов вещей к пониманию реальных черт окружающей среды. Дошкольное этап ученый называет фазой разрозненных схем. Этот период развития готовит вторую фазу,

    В возрасте 6-12 лет у детей появляется способность, умение задерживать свое внимание, воспринимать или оценивать результаты творчества. На основе глубокого изучения детского рисунка исследователь выдвинул идею о том, что этот период - основа творческого потенциала личности.

    Характеризуя возрастной диапазон 14-16 лет, Бакушинский опирался на биолого-физиологические признаки подросткового возраста. Ученый справедливо указал на спад художественного творчества. Этот период творчества ребенка исследователь называет периодом единства личности и общества.

    Если биогенетическая теория призвана фактически не руководствоваться воспитанием, то А.В. Бакушинский приходит к выводу, что педагогическая полноценность среды является основным фактором, определяющим онтогенетический развитие. Генетический метод А.В. Бакушинский представляет значительный интерес для теории и практики эстетического воспитания, эстетических функций педагогики туризма. На первое место исследователь выдвинул воспитания у ребенка творческого восприятия жизни, отражение этого в рисунке. «Главная задача художественного воспитания, базирующейся в своем решении на характерные особенности возраста, - писал А. В. Бакушинский, - поиск и разработка таких педагогических методов, которые могли бы осторожно пронести яркий, мощный огонь начального родового творческого периода через критические периоды подросткового возраста в душевное состояние взрослого человека. Необходимо, чтобы педагогические усилия не только бы сохранились с возрастом максимально активно, но и превратились бы в основное направление всей жизнедеятельности человека »[2].

    Эти взгляды повлияли и на разработку методологии экскурсии. Основываясь на разработанной теории, А. В. Бакушинский считает, что основной целью любой эстетической экскурсии является восприятие, переживание искусства. Эстетическое переживание - стержневой момент в восприятии искусства. В основе целостного переживания в Бакушинский лежит акт воссоздания художественного образа зрителем, который воспринимает произведение искусства. «Когда воспринимается уже создано произведение искусства, - пишет исследователь, - он вызывает у нас повторный творческий акт, подобный творческого акта художника. Мы снова организуем тот мир, который был когда воплощенный в произведение искусства. Только в этом случае явление искусства становится для нас живым, истинной жизненной ценностью, пробуждая и организуя у нас волю к творчеству, - не только в сфере искусства, но и в других проявлениях нашей деятельности »[1].


Читаем раздел Функции туризма
Страница про Воспитание гуманистических взглядов
Далее идет тема Принципы разработки программы обучения
Рейтинг@Mail.ru