Разделы



Туризм в украине


Спортивный туризм


Основы топографической подготовки и спортивного ориентирования


Преодоление естественных препятствий и соревнования по спортивному туризму


Организация и проведение туристических походов


Проведение походов по различным видам туризма


Педагогические и психологические аспекты туризма


Правила организации и проведения туристических походов


Методика разработки туров


Конъюнктура туристического рынка


Педагогика туризма


Методологические основы туристического воспитания


Теория туристического образования и обучения


Мониторинг качества туристического образования


Международный опыт туристического образования


Подготовка кадров туризма в украине


Словарь туристических терминов


Рынок туристических услуг в украине


Сущность, структура и функции рынка туристических услуг


История рынка туристических услуг


Факторы развития туристического бизнеса в украине


Экономический потенциал туристического бизнеса в украине


Стратегии в менеджменте туристических предприятий


Внешнеэкономическая деятельность туристических предприятий


Стратегия выхода украины на мировой рынок туристических услуг


Философия современного туризма


Планирование туристско-краеведческой деятельности

    

Планирование туристско-краеведческой деятельности учащейся молодежи имеет своеобразные особенности. Основными организационными формами деятельности являются туристические походы, которые реализуются в определенной последовательности и взаимосвязи. Для проведения похода, в котором должны быть реализованы образовательные, оздоровительно-спортивные и воспитательные цели, нужна определенная подготовительная работа. После завершения похода выполняется работа по определению его итогов. Три части туристско-краеведческой деятельности - подготовка, проведение и подведение итогов туристического мероприятия - в неразрывном единстве образуют структурный блок. Реализованные в определенной последовательности части блока образуют туристско-краеведческий цикл. Планирование, организация и проведение туристско-краеведческих циклов должны основываться на педагогических принципах, которые являются основными требованиями и служат руководством при определении содержания, организации, методов обучения и воспитания.

     Разработка туристско-краеведческого цикла невозможна без дидактического принципа научности, который реализуется в системном подходе к решению задачи планирования. Его следует рассматривать как единую систему деятельности, управляемую целью и задачами воспитания. Принцип научности в туристско-краеведческой деятельности осуществляется в предварительном изучении районов путешествия, при обработке собранных материалов, подготовке учащихся к выполнению соответствующей работы в туристическом походе.

     При планировании необходимо учитывать последовательность и систематичность воспитательного воздействия. Это предполагает непрерывность педагогического процесса в туристической работе, требует преемственности в осуществлении воспитательных воздействий. Поэтому идеальный вариант планировки туристско-краеведческой работы - это модель, состоящая из четырех циклов. Центральное звено каждого цикла - многодневный поход во время каникул, начало следующего цикла перекрывается по времени с окончанием предыдущего. Важно также, чтобы запланированная таким образом туристско-краеведческая работа осуществлялась без отрыва от работы, которая велась с классом в течение учебного года и была ее качественно новым этапом, способствующим закреплению ранее полученных знаний, умений, навыков.

     При этом необходима реализация такого принципа, как прочность усвоения знаний, умений и навыков, что достигается в туристско-краеведческой деятельности тем, что участник похода трижды проходит свой маршрут: сначала изучает в литературе особенности района похода; осуществляет непосредственно сам поход, в котором сталкивается с этими особенностями, а затем обрабатывает собранный перед походом и в походе материал. В такой интенсивной системе изучения района путешествия прочность знаний достаточно высока.

     Однако некоторые педагоги не всегда придерживаются этого принципа и часто походы преследуют только спортивные цели. Общественно полезная, краеведческая и другая работа в таком путешествии сводится к минимуму или вообще отсутствует. Разумеется, такое мероприятие осуществлять значительно легче, но педагогический эффект от него очень низкий.

     Подготовка, проведение и подведение итогов туристско-краеведческих мероприятий составляет единый блок, который называется туристско-краеведческим циклом. Центральное звено в туристско-краеведческом цикле - собственно туристическое мероприятие: поход по намеченному маршруту с использованием активных способов передвижения, проведение в походе сбора краеведческого материала и выполнения общественно-полезной работы на маршруте.

     Первая часть цикла должна учитывать всю деятельность группы, направленную на подготовку похода. Сюда входят: занятия группы по подготовке хозяйственного, материально-технической части; занятия по совершенствованию навыков ориентирования на местности; занятия, на которых осуществляется знакомство с краеведением района похода; занятия, направленные на совершенствование физического развития участников похода, то есть тренировка, встречи с людьми, чья судьба связана с районом похода; консультации с краеведами; посещение музеев, выставок, проведение трудовых десантов с целью заработка средств для похода и т.д.


Листаем дальше на Система последипломного образования специалистов сферы туризма
Страница про Структура повышения квалификации специалистов сферы туризма
Прочитать заметку о Структура методики исследования
Рейтинг@Mail.ru