|
Планирование туристско-краеведческой деятельности Разработка туристско-краеведческого цикла невозможна без дидактического принципа научности, который реализуется в системном подходе к решению задачи планирования. Его следует рассматривать как единую систему деятельности, управляемую целью и задачами воспитания. Принцип научности в туристско-краеведческой деятельности осуществляется в предварительном изучении районов путешествия, при обработке собранных материалов, подготовке учащихся к выполнению соответствующей работы в туристическом походе. При планировании необходимо учитывать последовательность и систематичность воспитательного воздействия. Это предполагает непрерывность педагогического процесса в туристической работе, требует преемственности в осуществлении воспитательных воздействий. Поэтому идеальный вариант планировки туристско-краеведческой работы - это модель, состоящая из четырех циклов. Центральное звено каждого цикла - многодневный поход во время каникул, начало следующего цикла перекрывается по времени с окончанием предыдущего. Важно также, чтобы запланированная таким образом туристско-краеведческая работа осуществлялась без отрыва от работы, которая велась с классом в течение учебного года и была ее качественно новым этапом, способствующим закреплению ранее полученных знаний, умений, навыков. При этом необходима реализация такого принципа, как прочность усвоения знаний, умений и навыков, что достигается в туристско-краеведческой деятельности тем, что участник похода трижды проходит свой маршрут: сначала изучает в литературе особенности района похода; осуществляет непосредственно сам поход, в котором сталкивается с этими особенностями, а затем обрабатывает собранный перед походом и в походе материал. В такой интенсивной системе изучения района путешествия прочность знаний достаточно высока. Однако некоторые педагоги не всегда придерживаются этого принципа и часто походы преследуют только спортивные цели. Общественно полезная, краеведческая и другая работа в таком путешествии сводится к минимуму или вообще отсутствует. Разумеется, такое мероприятие осуществлять значительно легче, но педагогический эффект от него очень низкий. Подготовка, проведение и подведение итогов туристско-краеведческих мероприятий составляет единый блок, который называется туристско-краеведческим циклом. Центральное звено в туристско-краеведческом цикле - собственно туристическое мероприятие: поход по намеченному маршруту с использованием активных способов передвижения, проведение в походе сбора краеведческого материала и выполнения общественно-полезной работы на маршруте. Первая часть цикла должна учитывать всю деятельность группы, направленную на подготовку похода. Сюда входят: занятия группы по подготовке хозяйственного, материально-технической части; занятия по совершенствованию навыков ориентирования на местности; занятия, на которых осуществляется знакомство с краеведением района похода; занятия, направленные на совершенствование физического развития участников похода, то есть тренировка, встречи с людьми, чья судьба связана с районом похода; консультации с краеведами; посещение музеев, выставок, проведение трудовых десантов с целью заработка средств для похода и т.д. Листаем дальше на Система последипломного образования специалистов сферы туризма Страница про Структура повышения квалификации специалистов сферы туризма Прочитать заметку о Структура методики исследования |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |