|
Поведение руководителя туристической группы - Участник, сторона конфликта (с подростками, с коллегами, с администрацией); - Наблюдатель (конфликт между коллегами или конфликт между детьми, когда, по мнению педагога, они должны разобраться сами); - Советчик (находясь в близких отношениях с одной из сторон, руководитель группы может обсуждать с ней ситуацию и давать советы), - Адвокат (часто руководитель туристической группы выступает в роли защитника, если сильный обижает слабого); - Арбитр (высказывает свое мнение детям по поводу их поведения, но не настаивает на своей точке зрения); - Судья (определяет меру ответственности каждого; выносит решение и следит, чтобы оно выполнялось); - Психолог (выслушивает, помогает разобраться в своих чувствах, оказывает моральную поддержку); - Посредник или миротворец (помогает сторонам найти общий язык и выйти на конструктивное решение. В зависимости от роли, которую педагог выполняет в конкретном конфликте, и от личностных особенностей подростка подбирается вид активного слушания и содержание "Я - высказывание". Изучение возрастных и личностных особенностей подростков предполагает постоянную деятельность педагога. Как правило, большинство руководителей туристических групп, зная, что в походе ребенок, особенно новичок, "раскрывается" "покажет себя", не видят необходимости в предварительном изучении ее. Именно это зачастую приводит к тому, что педагоги не знают, как изменится поведение подростка в сложной, напряженной, конфликтной ситуации и не состоянии выполнить адекватные действия по их решению. Таким образом, профилактика конфликтного поведения подростков в туристско-краеведческой деятельности основывается на изучении особенностей личности ребенка, а ее реализация осуществляется с помощью моделирования условий природной и социальной среды, направленных на снижение конфликтного поведения подростков. Моделирование условий среды предусматривает: - Планирование маршрута туристического похода, адекватного возможностям юных туристов; - Преодоление в походе разнообразных естественных препятствий, что способствует удовлетворению ожиданий подростков; - Широкое использование эстетических возможностей природы для создания эмоционально приподнятого настроения подростков; - Создание максимальных удобств при организации туристического быта без уменьшения романтики похода. Моделирование условий социальной среды состоит из: - Определение и четкой формулировки целей и задач похода; - Создание благоприятного социально-психологического климата туристической группы; - Управление взаимоотношениями между членами туристической группы с помощью разветвленной системы постоянных и временных должностных обязанностей; - Создания и развития ряда традиций туристической группы. - Реализации действий взрослых - руководителей туристической группы, направленных: на определенное поведение и вид общения в конфликте; на становление своего положительного авторитета, на соблюдение демократического стиля поведения.
Контрольные вопросы 1. Какие функции осуществляет туристско-краеведческая деятельность? 2. Раскройте содержание функций и принципов туристско-краеведческой деятельности. 3. По каким принципам осуществляется планирование туристско-краеведческой деятельности? 4. Дайте характеристику туристско-краеведческом цикла. 5. Как осуществляется трудовое, эстетическое, умственное и физическое воспитание в процессе туристско-краеведческой деятельности. 6. Охарактеризуйте причины возникновения конфликтных ситуаций в туристических группах. 7. Какие способы разрешения конфликтов в туристических группах вам известны?
Читать про Непрерывное профессиональное образование Узнать все по теме Научный метод в теории туристического воспитания Прочитать заметку о Межпредметная связь педагогики туризма |
|