|
ПредисловиеНа современном этапе развития международных экономических отношений глобализационные процессы охватили все сферы мирового хозяйства, в том числе и рынок туристических услуг. Сейчас происходит рост уровней интегрированности туристических отраслей и отдельных предприятий различных стран, с одной стороны, и обострение конкурентной борьбы между странами за разделение туристических потоков, с другой. Современной тенденцией в экономике развитых стран является рост доли туристических услуг как в структуре валового внутреннего продукта, так и в структуре потребления. Для них характерен интенсивное развитие новых информационных технологий, электронной торговли в сфере туризма. Такие процессы создают угрозу туристическим отраслям стран с низкой конкурентоспособностью национальных предприятий, несформированностью рыночной механики и несовершенной государственной туристической политики. Это касается стран с трансформационной экономикой, к которым принадлележит и Украина. Что касается уровня интегрированности туристической отрасли Украины в мирохозяйственных связей, то доля международно-го туризма в структуре туристических услуг страны не превы-шается 35%. К этому следует добавить несоответствие туристической ин-фраструктуры страны международным стандартам, неэффективность использования потенциала туристических ресурсов и другие негативной-тивные факторы. Все это требует поиска путей оптимизации рынка туристических услуг в Украине, разработки макроэкономической стратегии и тактики выхода национальных туристических предприятий на внешние рынки, обоснование конкретных мероприятий по внедрению инновационных форм организации туристической деятельности. В отечественной экономической науке цивилизационные измерения процессов экономической глобализации, стратегии экономического развития в условиях глобализации, современные проблемы международной экономической интеграции освещены в работах Ю.М. Пахомова, А.Г. Белоруса, А.С. Филипенко, Д.Г. Лукьяненко, В.Е. Новицкая-го, СВ. Сиденко, М.А. Дудченко, И.М. Школы, влияние транснаци-онализации на переходные экономики - А.И. Ухват, А.И. Шныркова, международных валютно-финансовых отношений, финансового сектора рыночной и транзитивной экономик - А.В. Плотникова, А.И. Кредисова. Экономические основы исследования туристических рынков за-проложены в трудах Г.М. Алейников, В.Ф. Данильчука, Ю. Б. Забалдинои, Н.И. Конщевои, Т.И. Ткаченко, В.С. Ковеш-Ников, менеджмента предприятий туристической сферы -В.И. Карсекин, СВ. Мельниченко, И.М. Школы, конкурентосп-роможности туристических предприятий - СП. Гаврилюк, туристической логистики - Г.И. Михайличенко, исторических и культуро-логических аспектов туристической деятельности - В.К. Федорченко, В.В. Волынца и др. Важное значение имеют работы ученых ближнего и дальнего зарубежья - Ф. Котлера, М. Портера, П. Кругмена по проблемам конкурентоспособности предприятий на внешних рынках, В.А. Квартальнов, И.В. Зорина, М.И. Кабушкин, ГА. Па-пиряна, А.П. Дурович и др. по проблемам менеджмента туристической деятельности. Следовательно, теоретико-методологические исследования проблем рынка туристических услуг заняли важное место в экономической науке. Однако в условиях перехода национальной экономики Укра-ины к рыночным отношениям, с одной стороны, и дальнейшего загос-трення конкуренции на мировых рынках услуг, их глобализации, с другой, возникает потребность углубленного изучения ряда аспек-тов формирования, функционирования и развития рынка туристических услуг в Украину, на что и направлен данный учебное пособие.
|
|