|
Противоречие непрерывного последипломного образованияМетодологические исследования по проблемам непрерывного последипломного образования направляются на решение существующих противоречий между: - потребностью в создании методологической базы образования взрослых и отсутствием самостоятельных научных теорий, которые способны развивать это направление; 1 »здравствуйя - содержанием и направленностью технологий обучения, заимствованные и адаптированные к отечественным условиям, и их несоответствием культурно-историческим традициям, социально-экономическим потребностям; - целостным характером процесса развития взрослого человека, что обеспечивает формирование у нее жизненной компетентности нового прогрессивного типа и распределением образования на общекультурную, профессиональную, бизнес-образование и т.д. с узкой функциональной направленности; - выборочным отношением взрослого человека до вступления ценностно значимых знаний, взаимодействующих с приобретенным жизненным опытом, и отсутствием теоретически и практически обоснованных путей и средств обеспечения данной направленности образования. Указанные противоречия обусловлены доминированием специального образования теории, согласно которой желаемым результатом обучения в этой системе было получение профессионально-профессиональных знаний, совершенствование умений и навыков. На этом постулате подготовлено не одно поколение специалистов и, возможно, продолжает воспитываться, поскольку в действующих учебно-тематических планах отражены именно этот взгляд (см.: учебно-тематические планы повышения квалификации педагогических работников). Это объясняется общими тенденциями развития образования. Если в рамках традиционного представления о его природе считалось, что все возможно «развивать» через знание, все можно и нужно научить через четко очерченный предмет, то с переходом от индустриального к информационному обществу существенно меняется стратегия образования. На смену классно-дисциплинарний модели, культуровидповидний историческим условиям XVII-XVIII века, просвещению, когда образовательных учреждений было мало, а педагог был основным носителем культуры знаниевого типа, приходит культуротворческая модель образования, акцент в которой делается не на объяснении знаний, а на росте и продуктивном расширении познавательных интересов, систематизации индивидуально значимого знания в процессе производительной деятельности, осмыслении участниками образовательного процесса потребности добывать информацию, необходимую для личностного развития. Анализ практики последипломного обучения, в частности форм, методов, средств, применяемых в традиционном учебном процессе, свидетельствует о неудовлетворительном решение главной задачи последипломного обучения специалистов - развитие активности, самостоятельности и ответственности. Причинами такого положения являются: преобладание репродуктивного воспроизводства знаний, определение образованности специалиста по формальным следованием определенного количества учебных предметов, использованием этих знаний, умений и навыков в том же учебном курсе; недостаточное творческое использование полученных знаний, недостаточное внимание развитию общих и профессиональных способностей, отсутствие систематического анализа того, как весь учебный материал имеет переструктуровуватися в сознании каждого специалиста, как формируются у него сложные общие и профессионально значимые умения, мышления, как развивается на этой основе научно-мировоззренческие позиции, социальные качества, направленность личности профессионала; неразработанность целостной структуры профессиональной деятельности специалиста . Таким образом, из противоречий, возникающих в практике непрерывного обучения, вытекает необходимость разработки таких теоретических подходов к последипломного обучения специалистов туристической сферы, основанной на культурно-историческом, профессиональному, жизненному и других видах опыта. В разрезе вышеупомянутого крайне важным является осмысление проблемы целей последипломного образования работников сферы туризма. Последипломное образование, как и каждый объект действительности, - сложное и многомерное явление. Поэтому стремление свести обучения в этой системе до одного измерения (знаниевого) страдает однобокостью и лишено научной объективности. Этот догмат возможно и пользовался основой для отождествления последипломного образования с повышением квалификации специалистов. Такие подходы наблюдаются в последипломном образовании педагогических работников. Уместно отметить, что эта система на сегодня в Украине сформирована в отраслях: государственное управление, педагогической, медицинской. Используя этот опыт, очертим цели последипломного туристического образования. Далее идет тема Субъективный момент в эстетическом сознании Читать про Объекты эстетического освоения Следующая статья о Эстетические категории в туризме |
|