|
Российская система образования специалистов туристического дела
Российский туризм имеет солидную собственную традицию во всех его составляющих: организация любительских и профессиональных объединений сторонников путешествий и странствий, становление индустрии туристских услуг и развитие многогранной инфраструктуры гостеприимства, инициативные меры по нормативно-правовой легализации практики деятельности предприятий туристской сферы, выработка и внедрение политики развития туризма как на государственном, так и на региональном уровне. Российский опыт установления международных связей с партнерами из туристического бизнеса, в том числе и с украинскими организациями, учреждениями, фирмами и т.д. имеет свою историю. В России уже сложилась разветвленная система подготовки и переподготовки кадров специалистов туристического дела, разработана методология и методика образовательно-педагогического процесса, произошло теоретическое осмысление туризма как общественного явления («туристская»). Кстати, история становления российского туризма и хронология возникновения и развития специализированного образования - педагогика туризма - теснейшим связаны. Признаки такой взаимосвязи замечены во второй половине XVIII века, когда в русской педагогической литературе стали появляться сведения о первых экскурсии. Одним из первых организаторов и энтузиастов экскурсионной работы с детьми в России был декабрист И. Якушкин. Находясь в ссылке в Тюменской губернии, он работал в женской школе и с первых лет ее создания практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанницами, главным образом с целью изучения природы, растительного и животного мира. Постепенно идея школьных экскурсий приобрела большое значение в педагогическом процессе и нашла отражение в школьных уставах того времени (1786 г. и 1804 г.). Таким образом, педагогические идеи развивались вместе с идеями экскурсионного дела и туризма. Большинство исследователей началом организованного российского туризма считают 1777, когда В. Генш издал «План предпринимаемого путешествия в чужие края». Свой план он начал с того, что подчеркнул необходимость развивать ум ребенка не только науками, но и путем ознакомления с окружающим миром с помощью полезных путешествий. На этом основывается педагогические взгляды В. Генш, который удерживал пансион в Москве более 20 лет. Опираясь на собственный опыт, он считал, что путешествия очень полезны для молодых людей, способствуют их развитию, воспитанию и образованию. Ведь молодежь много интересного и нового может узнать о природе, истории, культуре своей Родины и других стран. Важным этапом в развитии школьного дела и педагогики в России стала реформа 1786 г. Согласно ей в городах были открыты малые и главные народные училища. Малые училища должны были готовить грамотных людей, которые умели хорошо читать и писать, знали основы православия и правила поведения. Главные же училища должны были давать более широкую подготовку на многопредметные основе. И среди разных форм обучения было рекомендовано проведение экскурсий (или прогулок) на природу для детей младшего возраста и экскурсий на мануфактуры, в ремесленных мастерских, на заводы - для старших учащихся. Значительное развитие педагогики туризма в России нового времени приходится на вторую половину XIX в. - Эпоху важных социальных реформ, которые происходили в процессе отмены крепостной зависимости крестьянства. Это была эпоха расцвета национальной русской педагогики, представители которой сделали достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. В истории развития педагогической теории важное место принадлежит П. Лесгафту (1837-1909 гг) - основателю науки о физическом воспитании. Ему удалось создать оригинальную, стройную и развернутую систему физического образования (воспитания). Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов воспитания и развития. В советское время эта концепция, подкрепленная многими новыми работами, сформировалась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследования. Считая педагогику социальной, то есть «человекотворческой» наукой, П. Лесгафт отдал должное выяснению антропологической и биологической основ теории образования и воспитания. Нарушая Вопрос о важности физического образования в профессиональной школе, он обосновал значение искусства и творчества в профессиональной деятельности, возможного присоединения умственного и физического компонентов к системе творческой трудовой деятельности. Прочитать заметку о Конкурентоспособность туристического предприятия Материал из учебника про Оценка конкурентных позиций Листаем дальше на Оценка конкурентной среды |
|