|
Сертификация специалистаСертификация специалиста - процедура определения соответствия профессионально важных качеств специалиста, его компетенции и т.д. требованиям, указанным в нормативно-квалификационных документах. Умение - способность человека выполнять определенные действия во время той или иной деятельности на основе соответствующих знаний. Умение делятся по видам: - предметно-практические. Умение выполнять действия по перемещению объектов в пространстве, изменения их формы и т.д. Главную роль в регулировании предметно-практических действий выполняют перцептивные образы, отражающие пространственные, физические и другие свойства предметов и обеспечивают управление рабочими движениями согласно свойств объекта и задач деятельности; - предметно-разуму. Умение по выполнению операций с умственными образами предметов. Эти действия требуют наличия развитой системы представлений и способность к умственных действий (например, анализ, классификация, обобщение, сравнение и т.д.). - знаково-разуму. Умение по умственного выполнения операций со знаками и знаковыми системами. Например, действия, необходимые для выполнения логических и мыслительных операций. Эти действия позволяют решать широкий круг расчетных операций, задач по обобщению. При формировании отраслевого стандарта ОКХ применяют сокращения названий: а) видов типовых задач деятельности: ПФ - профессиональная; б) классов задач деятельности: С - стереотипная; СВ - социально-производственная; СП - социально-бытовая; Д - диагностическая; Е - эвристическая; в) видов умения: ПП - предметно-практическое; ПР - предметно-рассудочное умения; ЗП - знаково-практическое умение; ЗР - знаково-рассудочное умения; г) уровней сформированности данного умения: О - умение выполнять действие, опираясь на материальные носители информации о ней; г - умение выполнять действия, опираясь на постоянный умственный контроль без помощи материальных носителей информации; Н - умение выполнять действие автоматически, на уровне навыки; д) способностей: С - способность. Согласно должностей, которые могут занимать выпускники высших учебных заведений, они способны выполнять производственные функции и типичные для каждой функции задачи деятельности, которым соответствует система умений. Овладение выпускниками системой умений решать типовые задачи деятельности при осуществлении определенных производственных функций в практической деятельности должны обеспечить высшие учебные заведения. Кроме этого вуз формирует специалиста как личность, способную решать проблемы и задачи социальной деятельности при условии овладения ими в процессе обучения системой этих способностей. В таблице ОКХ (Приложение А) формулируются производственные функции, типичные задачи деятельности и умения, которыми должен обладать бакалавр туризма высшего учебного заведения. В ОКХ бакалавра по туризму определены функции: проектировочная, организационная, управленческая, исполнительская (технологическая). - 25 типовых задач обусловливают реализацию профессиональной деятельности бакалавра по туризму, в частности это: - определение форм, видов, направлений и специализации туристско-рекреационной деятельности; - обоснование решений по вопросам разработки проекта туристического маршрута, отдельной туристической услуги; - анализ деятельности предприятий; - разработка и внедрение нововведений; - прогнозирование динамики спроса на турпродукт т.д. Для выполнения типовых задач студенты должны овладеть более 100 профессиональными умениями, в частности: - выбирать эффективную правовую форму функционирования туристического предприятия с учетом стартовых возможностей и лицензий на виды деятельности; - исследовать спрос потенциальных потребителей о планируемых услуг; - анализировать имеющиеся рекреационные возможности региона по формированию туристического продукта; - разрабатывать методику маркетинговых исследований туристического рынка; - составлять перспективные программы обслуживания туров с целью дальнейшей апробации их на рынке; - определить экономические показатели от реализации турпродукта с целью обоснования целесообразности разработки тура; - осуществлять многовариантные расчеты цен на туристские продукты; - формировать туристскую агентскую сеть, банк постоянных клиентов; - рассчитывать эффективность использования оргтехники и потребность в ней при организации делопроизводства, используя ЭКТ т.д. В Приложении Б образовательно-квалификационной характеристики бакалавра сформулированы содержание способностей для решения проблем и задач социальной деятельности и умения, которые отражают, например: Способности: диагностировать собственный психологическое состояние и чувства. Умения: оценивать уровень развития собственных познавательных процессов (ощущение, восприятие, воображение, память, внимание) применить специальные приемы эффективности познавательных процессов, сопровождающих деятельность и т.д. Способности: организовывать собственную деятельность. Умения: - Формировать ориентировочную основу собственных действий; - оценивать результаты собственной деятельности по достижению частных и общих целей деятельности и т.д. Всего 30 способностей и более 120 умений. В образовательно-квалификационной характеристике бакалавра определены требования к государственной аттестации выпускников, а также требования к системе образования и профессиональной подготовки, ответственности за качество подготовки специалистов с высшим образованием по образовательно-квалификационному уровню бакалавр по специальности 6.050400 «Туризм» направления подготовки 0504 «Туризм» образовательного уровня базового высшего образования. На основании ОКХ формируется образовательно-профессиональная программа подготовки бакалавра по туризму. Это нормативный документ, в котором определяется нормативный срок и содержание обучения, нормативные формы государственной аттестации, устанавливаются требования к содержанию, объему и уровню образования и профессиональной подготовки бакалавра по туризму. Также Вы можете ознакомиться со статьей Циклы подготовки бакалавра Узнать все по теме Структура опп и последовательность разработки образовательно-профессиональной программы Листаем дальше на Сертификация специалиста |
|