|
Структура технологии обученияКак известно технология, в частности обучения, имеет следующую структуру:
Традиционно процесс обучения включает такие иерархически взаимосвязанные составляющие, как: - Цель обучения и содержание учебно-познавательной деятельности; - элементы дидактической системы и их иерархическая последовательность (принципы, правила, формы, методы, средства обучения); - методологические основы процесса обучения; - диагностические средства контроля и методические рекомендации по корректировке процесса обучения; - деятельность преподавателей и студентов. В практике работы учебных заведений различают традиционную технологию обучения и инновационные. Относительно понятий «педагогическая технология» и «технология обучения» есть разные толкования, но однозначно, что первое понятие значительно шире и включает в себя технологию обучения и воспитания, по выражению некоторых авторов, является средством организации образовательного процесса. Говоря о технологии обучения, научные и практические педагогические работники ориентируются на широкий спектр методов и средств обучения, которые применяются в учебном процессе. Известно, что методы обучения - это совместная деятельность преподавателя и студентов, направленная на овладение знаниями, умениями, навыками. Парадигма образования, которая предусматривала авторитарное, репродуктивное обучение уходит в прошлое, вместо пришло развивающее обучение, стимулирует познавательную активность и развитие продуктивного мышления, формирует творческую личность. Третье тысячелетие знаменательно характерной чертой «людиновимирности», то есть направлением обучения на развитие личности в контексте модели: природа - человек - общество. И здесь особое значение имеет туристско-краеведческая и рекреационная деятельность, их влияние на формирование человека. Развития продуктивного целостного мышления студентов и повышения эффективности учебного процесса способствуют разнообразные средства: наглядный, активные формы и методы, информационные и компьютерные технологии обучения. Первоочередными задачами преподавателей туризмоведения мы считаем: - научить студентов творчески, самостоятельно работать с информационными материалами, осваивать систему знаний, анализировать и формировать свое отношение и видение любой проблемы, давать оценку событиям и явлениям относительно собственного бытия; - научить студентов использовать на практике знания и умения, находить пути совершенствования и их трансформации в реальных условиях рыночной экономики. Преподаватель-новатор, который формирует специалистов для туристской отрасли, должен знать: - сущность туризма, его разновидности, уровень развития в Украине и других странах, экономическую целесообразность и т.п.; - основы соответствующей научной теории, методологии, гносеологию развития; - педагогическую и туристскую инноватики; - уровень развития соответствующей науки; уметь: - любить людей, правильно воспринимать окружающий мир; - творчески и целостно мыслить, ориентироваться в нестандартных условиях; - уметь трансформировать негативные настроения, стремление в позитивные, формировать коммуникационные способности у будущих специалистов; - учитывать психологические характеристики личности. Эти требования легли в основу культуры педагогической деятельности. По нашему мнению, ориентация на культуру педагогического труда - это прежде всего ориентация на формирование целостного мировоззрения педагога, создателя, новатора. Новейшие технологии обучения предусматривают не получение просто знаний, а творческое отношение к ним, формирующее культуру, превращая знания в часть личного бытия и сознания человека. В арсенале новейших технологий известны такие технологии, как: технология модульного и модульно-рейтингового обучения, проблемного, развивающего, компьютерного, имитационного, тьюторской-го, дистанционного, диалогового, интенсивного т.д. Каждая из указанных технологий имеет свои особенности в методике, организации и контроле обучения. Предлагаем разработанную автором классификация современных информационных технологий, в частности педагогических (рис.3.1). Остановимся на отдельных, наиболее распространенных в туристской образовании технологиях обучения. Листаем дальше на Специализация специалистов Также Вы можете ознакомиться со статьей Туристическая производственная деятельность Далее идет тема Особенности стандарта высшего образования |
|