Разделы



Туризм в украине


Спортивный туризм


Основы топографической подготовки и спортивного ориентирования


Преодоление естественных препятствий и соревнования по спортивному туризму


Организация и проведение туристических походов


Проведение походов по различным видам туризма


Педагогические и психологические аспекты туризма


Правила организации и проведения туристических походов


Методика разработки туров


Конъюнктура туристического рынка


Педагогика туризма


Методологические основы туристического воспитания


Теория туристического образования и обучения


Мониторинг качества туристического образования


Международный опыт туристического образования


Подготовка кадров туризма в украине


Словарь туристических терминов


Рынок туристических услуг в украине


Сущность, структура и функции рынка туристических услуг


История рынка туристических услуг


Факторы развития туристического бизнеса в украине


Экономический потенциал туристического бизнеса в украине


Стратегии в менеджменте туристических предприятий


Внешнеэкономическая деятельность туристических предприятий


Стратегия выхода украины на мировой рынок туристических услуг


Философия современного туризма


Субъективный момент в эстетическом сознании



Субъективный момент в эстетическом сознании - сложный фактор. Об этом уместно сказал С. Эйзенштейн: «... каждый зритель соответствии со своей индивидуальностью, по-своему, по собственному опыту, из недр своей фантазии, из ткани своих ассоциаций, из предпосылок своего характера, нрава и социальной принадлежности, творит образ с этим точно направленным изображением, подсказанным ему автором, ведет его к познанию и переживания темы. Это тот самый образ, задуманный и созданный автором, но этот образ одновременно создан и собственным творческим актом зрителя »[25].

    Эстетическое отношение туриста к объекту познания - это сложная диалектическое взаимодействие объекта и субъекта, которые одинаково активны в этом. В практике туристической деятельности эстетический объект выступает обозначенным в процессе его восприятия, хотя он существует объективно, независимо от субъекта восприятия.

    Принципы педагогики искусства могут служить исходными положениями в осмыслении проблемы эстетики в педагогике туризма. Эти принципы иллюстрируют изменение акцентов в соотношении традиционных для образования компонентов диалогических пар, достигаемые предоставлением приоритетности:

    - эмоциональном развитии в его взаимосвязи с умственным;

    - субъективном факторе постижения художественного содержания наряду с усвоением объективной информации об искусстве;

    - подсознательным процессом «озарение» на фоне осознания образного содержания художественного произведения;

    - удовлетворение духовных потребностей перед прагматичным потреблением искусства [7].

    Указанные соотношения подчеркивают необходимость формирования собственного «Я» субъекта туристического воспитания, его самостоятельной позиции, что дает основания рассматривать туризм как возможную эстетическую модель воспитания личности.

    Особое место эстетических категорий в педагогике туризма выражается во время экскурсии. Интересно рассмотреть указанные подходы на примере экскурсии. Отметим, что в этом вопросе отслеживается несколько позиций. В частности, одни исследователи считают, что цель художественной экскурсии - это приносить эстетическое наслаждение, «переживание», формировать особое настроение. Другая позиция отстаивает, что цель экскурсии - это формальный анализ, классификация на отдельные элементы с точки зрения техники. Третьи видят в экскурсии иллюстрацию курса истории искусств. Существовал традиционный подход, сложившийся еще в конце XIX века, по которым во время экскурсии давался краткий обзор развития искусства, демонстрировалось, как в искусстве отражаются классовые интересы, художественная сторона подменялась иллюстративным пересказом истории искусства. В экскурсии, построенной по социологической схеме, научные ассоциации были приоритетными по сравнению с эмоциональными, эстетическими. В данном случае терялась самостоятельность восприятия картины, потому что перед зрителями менялись имена, названия, зрительные впечатления, которые снижали художественную потребность.

    Инновационной в организации экскурсии является система А. В. Бакушинский, который в работе «Музейно-эстетические экскурсии» обосновывает преподавания искусствоведения экскурсоводу, принципы и методологию анализа художественного произведения, связывает теорию с практикой. Одновременно для педагогики туризма теоретические работы Анатолия Васильевича Бакушинский - философа-искусствоведа 20-х годов является фундаментом, поскольку исследователь разработал биогенетические теорию воспитания. Это была первая теория, где автор рассматривает онтогенетический развитие личности, ее творческий потенциал и пути формирования [1, 2].

    На формирование эстетических взглядов Анатолия Васильевича Бакушинский (1883-1939) повлияла позитивистская эстетика и «новая художественная педагогика», которая сформировалась в Германии. Для

    Чтобы понять гносеологические корни концепции эстетического воспитания А. В. Бакушинский, необходимо изложить основные поло-биогенетической теории, модернизированные позитивистской философией.

    Как известно, Э. Мюллер и Ф. Геккель сформировали биогенетический закон о биологического развития личности. Суть этого закона заключается в том, что в своем эмбриональном развитии онтогенетическое (индивидуальный) развитие повторяет филогенетический (этапы развития всего родового вида) [16].

    Биогенетический закон, как основа новой теории развития, стал теоретическим фундаментом, на основе которого формировались новые методы изучения человека философией, психологией. Впрочем содержание биогенетического закона был трансформирован философами-позитивистами и сведено к исключительно биологического развития. Эта модернизация получила название «биогенетической концепции воспитания».


Далее идет тема Противоречие непрерывного последипломного образования
Узнать все по теме Последипломное образование специалистов туристской сферы
Также Вы можете ознакомиться со статьей Функции туризма
Рейтинг@Mail.ru