Разделы



Туризм в украине


Спортивный туризм


Основы топографической подготовки и спортивного ориентирования


Преодоление естественных препятствий и соревнования по спортивному туризму


Организация и проведение туристических походов


Проведение походов по различным видам туризма


Педагогические и психологические аспекты туризма


Правила организации и проведения туристических походов


Методика разработки туров


Конъюнктура туристического рынка


Педагогика туризма


Методологические основы туристического воспитания


Теория туристического образования и обучения


Мониторинг качества туристического образования


Международный опыт туристического образования


Подготовка кадров туризма в украине


Словарь туристических терминов


Рынок туристических услуг в украине


Сущность, структура и функции рынка туристических услуг


История рынка туристических услуг


Факторы развития туристического бизнеса в украине


Экономический потенциал туристического бизнеса в украине


Стратегии в менеджменте туристических предприятий


Внешнеэкономическая деятельность туристических предприятий


Стратегия выхода украины на мировой рынок туристических услуг


Философия современного туризма


Сущность, структура и функции рынка туристических услуг


    
Туристические операции являются важной составляющей мировой и национальной экономики. Растущая взаимозависимость стран, взаимного проникновения их экономических интересов, открытие национальных достопримечательностей внешнему миру способствуют интенсивному развитию межгосударственных туристических потоков, углублению международного разделения труда на рынке услуг. Как отмечается в Манильский декларации мирового туризма, "доля туризма в национальной экономике и международной торговле превратила его в важный показатель мирового развития. Постоянная роль в национальной экономической деятельности и в международном обмене, влияние на выравнивание баланса внешней торговли превращают его в одну из основных отраслей мировой экономической деятельности "[52, с.196]. Значение рынка туристических услуг в экономической деятельности постоянно растет, а сам рынок приобретает новые тенденции и особенности.

     В профессиональной литературе имеется значительное количество определений рынка туристических услуг (туристического рынка). Туристический рынок - это сфера реализации туристского продукта и экономических отношений, возникающих между его покупателями и продавцами "[10, с.62]; это" общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи турпродукта в настоящее время в данном месте "[86, с.61]; это" экономические отношения между производителями и потребителями турпродукта на туристическом рынке, что превращается в процессе преобразования туристско-экскурсионных услуг в деньги, и обратно - превращение денег в туристско-экскурсионные услуги "[4, с.117-118]; это" система внутренних и внешних связей, в которой осуществляется процесс превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратно, превращение денег в туристско-экскурсионные услуги, а также совокупность потребителей туристского продукта, которые имеют средства для его покупки "[189, с.129]; это" совокупность конкретных экономических отношений и связей между туристами (покупателями) и туроператорами (продавцами), а также турагентами (торговыми посредниками) и их контрагентами по поводу движения туристических продуктов и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений "[150, с. 72-73]; это "система, полуструктурная, полиморфная и многоуровневая, которая функционирует по закону уравновешивания спроса и предложения, который воспроизводит объективно обусловленную необходимость соответствия во времени и пространстве стоимостных и натурально-вещественных форм платежеспособного спроса и предложения, и действует на основе колебаний производства и обслуживания турпродукта "[92, с.58].

     Итак, можно выделить три определяющие положения относительно сущности  рынка туристических услуг, которые отражены в логической схеме функционирования мирового рынка туристических услуг.

     Во-первых, товаром на рынке туристических услуг выступает туристический продукт - объект рынка, который обменивается на деньги. Туристический продукт - это "любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны" [86, с.69]. Обычно туристический продукт имеет комплексный характер (так называемый "пакет" услуг), каждую составляющую которого производят иногда независимые, а иногда и связанные субъекты туристического рынка.

Российские ученые В. Зорин и В. А. Квартальнов отмечают, что он представляет собой "комплекс, включающий тур, туристско-экскурсионные услуги и товары" [150, с.31]. Туристический продукт - это "комплекс туристических услуг, благ и товаров, обеспечивающих реализацию цели путешествия" [92, с.38].

    Интересна точка зрения Г. И. Михайличенко, который рассматривает туристический продукт как совокупность туристических услуг (основных, дополнительных и специализированных), природных и антропогенных условий и ресурсов (натуральных и созданных) и туристических товаров (специфических и неспецифических), удовлетворяющие потребности потребителей к путешествию, во время и после путешествия, при условии, что эти потребители являются туристами [104].

    Во-вторых, рынок туристических услуг представляет собой систему отношений между субъектами - производителями туристических продуктов, платежеспособными потребителями и посредниками. Потребителями туристических услуг являются туристы. Чистыми посредниками между туристами и производителями услуг выступают туристические агентства, клубы, ассоциации. Одновременно производителями (разрабатывают и реализуют туры) и посредниками (заключают соглашения с непосредственными производителями единичных туристических услуг) являются туроператоры. Производителями первичных туристических услуг являются гостиницы, транспортные компании, организации питания, экскурсионные бюро, музеи, театры, учреждения досуга т.д. Субъектами туристического рынка также есть и производители сопутствующих услуг и товаров - рекламные компании, средства масс медиа, производители товаров "внутреннего экспорта" (сувениров, традиционных товаров в определенных странах), строительные компании и т.д.

    В-третьих, механизм функционирования рынка туристических услуг заключается в постоянном согласовании спроса и предложения туристических продуктов в условиях растущей конкуренции и внешнего (международного) регулирования.


Рейтинг@Mail.ru