|
Трудовое воспитание подростковТрудовое воспитание подростков во время походов базируется на деятельности по удовлетворению витальных (жизненно необходимых) потребностей: в еде, в отдыхе, во сне и т.д. Витальные потребности, как утверждают психологи, находятся в основе иерархии потребностей, последние уровни которой составляют социальные нужды, в том числе и потребность в общественно полезной работе. В условиях повседневной жизни витальные потребности удовлетворяются с помощью деятельности родителей и родственников ребенка. А в процессе туристических походов - трудом самих подростков. Как показывает опыт, у большинства подростков не сформированы знания, умения и навыки работы по самообслуживанию - приготовление пищи, рационального отдыха после тяжелого труда, правильной организации ночлега и т.п., хотя большинство из них считают, что они все знают и умеют. Это свидетельствует о том, что подростки подвержены переоценка своих возможностей в якобы известной сфере деятельности. При формировании знаний, умений и навыков труда, направленная на удовлетворение витальных потребностей, особое внимание надо уделять следующим требованиям: этот труд осуществляется без практической помощи взрослых, то есть подростки выполняют весь технологический процесс, начиная с подбора материалов и заканчивая получением завершенных результатов труда; результаты труда каждого предназначены для конкретных членов или для всей группы формирование нравственных навыков поведения опережает или происходит вместе с практическими. Как уже отмечалось, сам труд без соответствующей организации и морального насыщения не будет способствовать воспитанию. Поэтому целесообразно при организации труда соблюдать определенные правила - "законов". Организация работы по удовлетворению витальных потребностей в многодневных походах предусматривает разветвленное, гибкое самоуправления детей. Гибкость самоуправления достигается путем обязательной периодической смены должностей в различных туристско-краеведческих циклах. Прежде всего самоуправления, которое позволяет осуществлять работу по удовлетворению витальных потребностей, требует организации труда по постоянным должностям: казначей, завхоз по питанию, завхоз по снаряжению, реммайстер, санитар, и очередными должностям: повар и ответственный за костер. Но для расширения самостоятельности подростков, обеспечения занятости всех членов туристической группы, каждый получает конкретную административно-хозяйственную должность. Такое самоуправления позволит подросткам испытать себя в разных сферах деятельности, удовлетворить потребности в самоутверждении, в взрослости, в самостоятельности и т.д. Увеличение внимания к результату труда каждого, осуществляемой для улучшения жизненного состояния группы, приводит к тому, что развитие у подростков общественной направленности труда разворачивается как осознание ими потребностей, общих для всех членов коллектива. В результате это приводит к формированию у детей личных общественно значимых потребностей - потребность во взаимодействии, взаимопомощи, взаимозащите; потребность в утверждении себя в коллективе как полноправного члена т.д. Основываясь на выполнении элементарных действий по охране природы, (уборка места бивака) целесообразно постепенно расширять природоохранную работу школьников в туристско-краеведческой деятельности. К такой работе следует отнести: - Осуществление помощи лесничим в очистке леса; - Налаживание мест гнездования птиц; - Обустройство кормушек для диких животных; - Хранение старых деревьев, куч хвороста, как мест для гнездования птиц, укрытия мелких зверей; - Создание ограждений вокруг муравейников, их расселения; - Расчистка родников и ручьев т.д. Качественное выполнение такого рода работы невозможно без чувства ответственности, эмоционального подъема от общения с природой. Последнее, в свою очередь, является основой эстетического воспитания: воспитывает у учащихся чувство прекрасного, любовь к природе. Наблюдения за картинами природы во время походов обогащают эмоции, осуществляют благотворное влияние на чувства, мысли, воображение, язык учащихся. Это способствует выполнению сравнений с произведениями искусства. Следующая статья о Стандарт высшего образования Далее идет тема Способы туристического воспитания Листаем дальше на Разработка экскурсии методическая |
|