|
Туристический кластерВ зависимости от цели создания кластеры могут иметь внутреннюю ориентацию (например, направленные на активизацию предпринимательской деятельности в отрасли или регионе, решение проблем занятости) или экспортоориентированные направленность. Именно к таким и относятся ту-ристични кластеры. Впервые в профессиональной литературе понятие туристических кластеров обоснованно С.И. Соколенко (2004) [144, с.13], екотуристичних кластеров - Д.М. Стеченко и К.А. Андрющенко (2004) [8, с. 69-70]. Туристический кластер рассматривается как система интенсивной производственно-технологической и информационного взаимодействия туристических предприятий, поставщиков базовых и дополнительных услуг о создании "основного продукта" кластера - туристического продукта. К туристических кластеров относятся группы предприятий, сконцентрированных географически в пределах региона, которые совместно используют специализированную туристическую инфраструктуру, лока-ные рынки труда и другие функциональные структуры хозяйства. Туристический кластер - это, в первую очередь, сообщество различных предприятий и организаций на определенной территории, напрямую или опо-середковано связанные с предоставлением туристических услуг. Интерпре-тующих структуру кластеров к специфике сферы услуг пропонуеть-ся следующая логическая схема, представленная на рис. 6.1. Так, обслу-тровальной сектора включают поставку средств производства услуг, рекламно-информационные услуги, консалтинг родственные сектора-подобные технологии, подобные стратегии и совместную рабочую силу; вспомогательных сектора - образование подготовку кадров, научно-исследовательскую работу и регуляторные структуры.
Ведущую, основная роль в туристическом кластере, понял-ло. играют туристические предприятия (обычно мощные туропе-раторськи фирмы), которые экспортируют свои услуги за пределы региона, страны. На низшем уровне находятся разнообразные туристические агентства, а также многочисленные предприятия по розмщення, питание, транспортировка туристов, предоставление сопутствующих услуг и производства товаров туристического спроса. И все они объединяются общим би-БИЗНЕС-климатом, в пределах которого формируются необходимые для функцио-рования туристического кластера трудовые ресурсы, технологии, а также действуют различные стимулы, включая налоговую систему, административный не регулирование и барьеры. В процессе формирования туристических кластеров похожи и взаи-моповьязани предприятия и организации взаимодополняют и кооперации-стрируются с целью создания отношений взаимного доверия, взаимообмена идеями и информацией, совместной координации действий. Именно высокая степень доверия позволяет снизить стоимость операций, осу-равниваются между партнерами. Даже если туристические компании раньше не работали вместе, но имели информацию друг о друге и другие неформальные связи в рамках региона, все это уже создает базу для формирования доверия. Стоит отметить, что членство в туристическом кластере важ-ливим средством усиления прежде собственной конкурентоспособности ности каждого из предприятий. При этом туристические кластеры есть к добровольная объединениями туристических и родственных предприятий, которые обычно взаимодействуют с научными и образовательными учрежде-вами, органами местной власти с целью повышения конкурентосп-роможности туристических услуг на внешних рынках. В рамках туристических кластеров возможно такое сочетание различных предприятий, которые в одних ситуациях конкурируют между собой, а в других - сотрудничают для выработки определенных общих ре-шень, разработки совместных инициатив, хотя это во многих случаях по-лежит от структуры кластера. Итак, кластерная модель предусматривает не только взаимовыгодное сотрудничество, обмен информацией, идея-ми, технологиями, работниками, но и обязательно предполагает на-чие конкуренции между ними. Туристические кластеры могут включать как незначительную, так и ве-лика количество предприятий туристического и родственных и вспом-ных секторов экономики. Они могут формироваться как из крупных, так и с малых фирм в самых различных сочетаниях и отношениях. Например, кластеры в Италии объединяют преимущественно малые и средние предприятия, в Шотландии (базовая модель ЕС) - ядро кластера фо-рмують мощные предприятия, иногда иностранного происхождения. От других форм организации совместной туристической деятельности, туристические кластеры отличаются высоким уровнем взаимодействия между предприятиями, организациями, учреждениями, организациями, входящими в их состав, варьируя по форме от целевых объединений предприятий туристического бизнеса до мощных, хорошо структурированных коммерчески конкурентных образований. Туристические кластеры объединяют значительно больший круг участников, включая разнообразные институты поддержки, производственные и коммерческие структуры, а также региональные и национальные правительства (в лице туристической администрации, департамент туризма) (табл. 6.1). Следующая статья о Оборудование дистанции Немного интересного про Организация старта соревнований по ориентированию в заданном направлении Узнать все по теме Судейская коллегия |
|