|
Умение слушать других Обычно в конфликте часто кажется, что точка зрения другого понятна и ясна. Но это ощущение очень обманчиво. Так, например, молчание может означать самые состояния: гнев, усталость, недовольство, смущение и даже просто то, что у человека больное горло. Не вступая в диалог, невозможно понять, что предположения были ошибочны, и правильно определить, в чем на самом деле проблемы и чего опасается другая сторона конфликта. Умение слушать позволяет снять страхи и опасения подростка, снимает напряжение и открывает переход к сотрудничеству. Не интересуясь мнением партнера по конфликту и настаивая на своем, руководитель в глазах подростка несправедлив и агрессивен, а значит опасен. Совсем "убийственные" заявления типа "Я вижу насквозь и тебя самого, и еще пять метров под тобой". При этом подросток еще более убеждается в том, что нужно удвоить противодействие, потому что рассчитывать на понимание и уважение со стороны руководителя не приходится. Готовность выслушать мнение оппонента демонстрирует хорошие намерения, показывает, что педагог с уважением относится к праву подростка на собственную точку зрения и не собирается при решении проблемы применять силу (власть). Попадая в конфликтную ситуацию, подросток обычно начинает защищаться. Это провоцирует агрессию и противодействие другой стороны. Активное слушание - очень эффективный метод, помогающий решить конфликт. Активное слушание можно разделить на три вида: 1) Перефразирование. 2) Отражение чувств. 3) Резюмирование. Перефразировать - значит передать своими словами то, что сказал собеседник, вернуть ему его же мнение в переработанном виде, иначе сформулировав сказанное им. Используя данный прием, педагогу целесообразно начинать высказывания следующими словами:-Как я вас ...; - По вашему мнению ...; - Вы думаете ...; - Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, но ... т.д. При отражении чувств в отличие от перефразирование, акцент делается не на содержание сообщения, а на отражении чувств и переживаний подростка. Выраженное в высказывании руководителя группы понимание чувств другого человека помогает ослабить их интенсивность. Резюмирование - это суммирование основных идей и чувств подростка. Такие высказывания помогают соединить фрагменты разговора в единство. Вступительными фразами при этом могут быть: - Значит, вы считаете ...; - Вашей основной мыслью, как я понял, есть.; - Если подытожить сказанное вами ... "Я-высказывание" - это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных, чувства и желания, отношение к происходящему, без обиды или осуждения того, к кому обращено высказывание. Педагог говорит о том, что хочет, что ему необходимо, о том, что он думает, а не о том, что следует делать или говорить подростку. "Я - высказывание": - Не дает оценку поведения другого человека; - Не обвиняет; - Не требует; - Не учит. "Я - высказывание": - Объективно и нейтрально называет (описывает) ситуацию, представляет проблему для подростка; - Описывает чувства подростка в связи с этим; - Сообщает о том, что подростку нужно для того, чтобы чувствовать себя лучше. Структура "Я - высказывание", направленного на преодоление конфликта, должна иметь следующую последовательность: событие; ваша реакция; желательный для вас результат. Очень важно избегать осуждения подростка. Педагогу необходимо очень тщательно следить, чтобы его "заявления от" я "были чистыми, то есть чтобы у них не было прямого или скрытого осуждения действий подростка. Материал из учебника про Объект эстетического сознания Далее идет тема Непрерывное профессиональное образование Страница про Научный метод в теории туристического воспитания |
|