Разделы



Туризм в украине


Спортивный туризм


Основы топографической подготовки и спортивного ориентирования


Преодоление естественных препятствий и соревнования по спортивному туризму


Организация и проведение туристических походов


Проведение походов по различным видам туризма


Педагогические и психологические аспекты туризма


Правила организации и проведения туристических походов


Методика разработки туров


Конъюнктура туристического рынка


Педагогика туризма


Методологические основы туристического воспитания


Теория туристического образования и обучения


Мониторинг качества туристического образования


Международный опыт туристического образования


Подготовка кадров туризма в украине


Словарь туристических терминов


Рынок туристических услуг в украине


Сущность, структура и функции рынка туристических услуг


История рынка туристических услуг


Факторы развития туристического бизнеса в украине


Экономический потенциал туристического бизнеса в украине


Стратегии в менеджменте туристических предприятий


Внешнеэкономическая деятельность туристических предприятий


Стратегия выхода украины на мировой рынок туристических услуг


Философия современного туризма


Виды взаимоотношений

    

Различают два вида взаимоотношений: "подросток - подросток" и "руководитель - подросток" (первый вид - горизонтальный уровень, второй - вертикальный). Каждый из этих видов делится на формальный и неформальный.

     Формальные отношения в системе "подросток - подросток" и "руководитель-подросток" заранее запрограммированы и обусловлены требованиями деятельности, подчиняются ее задачей. Эти отношения реализуются через систему постоянных и временных должностей туристической группы. Если каждый юный турист "должность", согласно которой осуществляет руководство другими, то создается ситуация ответственной зависимости. Например, сегодня завхоз по питанию выполняет обязанности дежурного командира и в своих действиях подчиняется командиру группы, выполняющий обязанности дежурного повара и подчиняется завхозу по питанию.

     Отношения в неформальной сфере проходят и развиваются спонтанно, поэтому значительно труднее их предвидеть. Такие взаимоотношения складываются на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, общих интересов и увлечений.

     На развитие конфликта, на его переходе в открытое столкновение влияет много факторов. Среди них можно выделить способы поведения лиц в конфликте и вероятный прогноз каждого из них (что дает ему развитие конфликта). Особо надо отметить роль внешних условий и наличие и позиция значимых лиц. Если хотя бы один человек, а тем более две, настроены на конфликт и чувствуют поддержку значимых для себя людей, то открытое столкновение неизбежно. Наоборот, атмосфера всеобщего осуждения и особенно неодобрительное отношение значимых лиц может затормозить или вовсе предотвратить развитие конфликта.

     Руководитель сможет компенсировать непрочность туристической группы, предотвратить розбриданню, добиться от каждого участника самоограничение и подчинение установленным нормам поведения и правилам лишь в том случае, когда все участники осознают необходимость сохранения единства действий и поймут, что без этого не возможно, даже частично, удовлетворить интересы любого -либо из группы.

     Социально-психологическую атмосферу определяют требования, предъявляемые коллективом к личности, содержание моральных критериев, которыми коллектив регулирует поступки своих членов. То есть, в каждой группе должно существовать коллективная мысль, которая направлена на поощрение дисциплинированных, трудоспособных, отзывчивых, инициативных туристов и осуждать ленивых, нарушителей дисциплины, грубых и т.д. Благоприятный психологический климат туристической группы состоит из:

     - Наличия общества;

     - Взаимопонимание;

     - Доброжелательности и поддержки (это способствует формированию у туристов уверенности, стимулирует проявления положительных эмоций);

     - Строгого соблюдения этических норм поведения (поскольку при высоком психическом напряжении и усталости человек чаще проявляет раздражительность, грубость, более подвержен апатии).

     Нарушение этических норм поведения может привести к срыву регуляторных механизмов самосознания и, как результат, конфликтного поведения.

     Значительное влияние на взаимоотношения имеют традиции, которые возникают в туристической группе. Традиции - это такие формы и образе действий, поведения и отношений, возникающих однажды, повторяются и одобряются членами группы. Поведение и взаимоотношения туристов в группе, которые стали традиционными, как правило, не нуждаются в регулировании. Причем несмотря на то, что очень часто члены группы даже не помнят кто и когда основал ту или иную традицию, все ее придерживаются. В группах, которые имеют признаки коллектива, традиции усталюе официальные нормы, является их продолжением в тех оттенках жизнедеятельности, нормы не всегда могут охватить. Так, во многих туристических группах является традицией "идти по слабее", т.е. темп и скорость движения определяет слабый участник, который движется в начале колонны. Это снимает напряженность, которая может возникнуть вследствие переутомления туристов с более низким развитием физических качеств. Традиция каждый вечер проводить обсуждение деятельности каждого течение дня позволяет внести ясность относительно "неправильных" действий конкретных участников и тем самым хотя бы частично снять напряженность.

     Важным фактором регулирования взаимоотношений в туристической группе есть пример педагогов. В условиях туристического похода руководитель группы и его заместитель все время находятся среди детей и их действия, слова, поступки оказывают определенное влияние на подростков. Руководитель группы, пользуется авторитетом среди учащихся, на их взгляд, всегда знает выход из любой сложной ситуации, несмотря на его туристический опыт. Это происходит потому, что авторитет руководителя формируется на основе деятельности, для подростков имеет большое значение. Именно поэтому, во многих случаях, поведение инструктора наследуется почти полностью. Это приводит к тому, что взаимоотношения между подростками обусловлены стилем руководства туристической группы.


Страница про Прием воспитания
Узнать все по теме Предмет методологии исследования проблем туристического образования и воспитания
Прочитать заметку о Объект эстетического сознания
Рейтинг@Mail.ru