Разделы



Туризм в украине


Спортивный туризм


Основы топографической подготовки и спортивного ориентирования


Преодоление естественных препятствий и соревнования по спортивному туризму


Организация и проведение туристических походов


Проведение походов по различным видам туризма


Педагогические и психологические аспекты туризма


Правила организации и проведения туристических походов


Методика разработки туров


Конъюнктура туристического рынка


Педагогика туризма


Методологические основы туристического воспитания


Теория туристического образования и обучения


Мониторинг качества туристического образования


Международный опыт туристического образования


Подготовка кадров туризма в украине


Словарь туристических терминов


Рынок туристических услуг в украине


Сущность, структура и функции рынка туристических услуг


История рынка туристических услуг


Факторы развития туристического бизнеса в украине


Экономический потенциал туристического бизнеса в украине


Стратегии в менеджменте туристических предприятий


Внешнеэкономическая деятельность туристических предприятий


Стратегия выхода украины на мировой рынок туристических услуг


Философия современного туризма


Эстетические категории в туризме



    В туризме проявляются все обозначенные эстетические категории. Например, прекрасное и возвышенное воплощается в краеведческих путешествиях в Крым, где туристы знакомятся не только с местностями «чудодейственного края»: Алуштой, Ливадией, Сюрю-Каем, но и с крымской поэтической антологией, поэзией о Крыме мастеров художественной литературы, архитектурными произведениями этого края т.д. Трагическое отслеживается в экстремальном туризме, где героическое соседствует с очисткой, катарсисом. Участие туристов в бразильском карнавале, где личность перевоплощается, сменяет другую роль, иронически «играет» в ней, свидетельствует комическое в туристической деятельности. Обращение к

    низкого в человеке, удовлетворение ею первичных потребностей, как то: игорный бизнес и т.д. - проявление низменных эстетических категорий. Впрочем, определенные эстетические категории не следует рассматривать дискретно, они дополняют, взаимно друг друга, обогащая личность туриста.

    Богатый человек находится в равновесии (автаркия). Последнее - важный фактор благоденствия, счастья. Приоритетной функцией туризма является рекреационная, направленная на возвращение равновесия в человеке, восстановление физического и психического здоровья. Одни туристы восстанавливают жизненные силы путем добавления к высоким эстетических категорий, другие - низких.

    Восприятие эстетического объекта туристом осуществляется с помощью четырех основных механизмов: эстетико-содержательный, что является результатом процесса восприятия и создает «концепцию восприятия»; эстетико-образного языка, с помощью которой «раскодирует» эстетический произведение; эмоционально-эмпатического «вхождения» в произведение, сопереживание, соучастие; ощущение эстетической формы и наслаждения.

    Интегрированная действие всех четырех механизмов осуществляется посредством эстетического представления, что влияет на катарсический процесс. Катарсис как «закон эстетической реакции» (по Л. С. Выготским) несет с точки зрения педагогики туризма рекреационные возможности. Катарсис имеет не только функцию очищения, но и разрядки чувств [7].

    Эстетический объект имеет субъектную-объектную природу. Он объективен в том смысле, что все необходимое для понимания уже сделано автором, вмонтирован в эстетическую ткань объекта. Существует «объект» текста литературного произведения, музыкальной партитуры, пластической формы, живописного произведения. Созданную художником объективность воспринимающий практикует по-своему. Если эстетический объект туриста будет равнозначным тому, что предвидел автор этого объекта, то необходимо думать, что подобный образ - лишь клише, не более, чем репродукция. Если формирование образа восприятия произошло вне тех пределов «силовых линий», которые предлагает автор эстетического объекта, то созданное воображением субъекта восприятия будет граничить с эксцентричными, произвольными представлениями, которые лежат вне эстетического объекта и граничит с аберрациями.

    Оптимальным вариантом эстетического объекта восприятия очевидно является диалектическое взаимодействие индивидуальности и ее жизненного и эстетического опыта восприятия.

    По мнению исследователя проблем психологии восприятия эстетического Е. П. Крупник [15], восприятие эстетического объекта «бинокулярная-двоплановий». Бинокулярнисть заключается в том особом соотношении механизмов восприятия, благодаря которому субъект восприятия имеет возможность изолировать обязательную реакцию на реальный жизненный материал, который лег в основу эстетического объекта, от реакции на его функциональную роль в эстетическом произведении. Необходимость двух планов в процессе восприятия эстетического объекта или «двоякого осознание эстетических образов» обусловлено тем, что первый план настраивает субъекта на эстетический произведение, как на своеобразную действительность. От степени этой установки зависит эмоциональный уровень того, кто воспринимает, его активность, сопереживание и соучастие в жизненной коллизии, которую показывает автор эстетического объекта. Этот план позволяет перенестись в мир, который показывает художник.

    Полноценное действие второго плана может быть связано с уровнем эстетической грамотности субъекта, с запасом теоретико-эстетических знаний и представлений об эстетике как особой формы видения мира.

    Субъект теряет свою стереоскопичность и становится догматическим, теряет живые эстетические чувства, если отсутствует первый план видения. Если у эстетическом сознании индивида отсутствует второй план, то эстетическое сознание индивида характеризуется наивно-инфантильным представлением об эстетическом. Эстетическое восприятие возможно при условии одновременного действия двух планов, только так создается тот объем видение, в котором только и возникает эстетический объект.

    Проведена исследователем Е. П. Крупник серия экспериментов по психологии восприятия образа позволяет утверждать, что в эстетическом объекте есть диспозицийна компоненты: эмоциональность, активность и адекватность отношения, перцептивное ядро, включающее составные объекта; критерии оценки эстетического объекта ( эмоционально-эстетические и эмоциональные) [15, С.14].

    Специалистам в сфере туризма необходимо сосредоточиться на заключении: в разных субъектах доминирует разный план диспозиционной готовности к восприятию. Это обусловлено уровнем интересов и потребностей личности. Интересы и потребности человека постоянно меняются в зависимости от системы знаний об окружающем мире, отношений человека к миру. Рассмотрим модель процесса активизации интереса туриста к эстетического объекта (см. схему 2.1). Первичная информация о эстетический объект у человека вызывает интерес, который активизируется путем внешних стимулов. Одновременно необходимо преодолеть психологические барьеры, тормозящие интерес. К факторам, которые влияют на характер психологических барьеров, принадлежат положительные (эмоциональное удовольствие, наслаждение и т.д.) и негативные (эмоциональное недовольство, апатия, разочарование и т.п.). В зависимости от удовлетворения интереса уровень его меняется, переходит на высшую ступень, стимулирующий творческую деятельность (в случае влияния положительных факторов) или приводит к торможению или потери интереса к эстетического объекта (при условии влияния негативных факторов).


Следующая статья о Главная цель последипломного образования
Прочитать заметку о Последипломное образование специалистов туристической индустрии
Также Вы можете ознакомиться со статьей Противоречие непрерывного последипломного образования
Рейтинг@Mail.ru