|
Этапы развития рынка туризма - Первый этап приходится на 1950-60-е годы. Это период бурного развития туризма. Если 1950 году количество туристов составило 25 млн., то в 1960 - 71 млн., в среднем щ ьш чно увеличиваясь на 4-5% [111, с.13-15]. Объемы поступлений збшилися почти в три с половиной раза. Уже доказанной закономерностью является то, что по мере усложнения производства и насыщения мирового рынка товарами спрос растет прежде всего на услуги. Основной формой был группо-вой туризм, в отличие от индивидуального начала ХХ в. Вины-вающими оптовые туристические предприятия. С 1960-х годов создаются крупные международные туристических предприятия, которые совместно с транспортным компаниями начали монополизировать мировой туристич-ный рынок. Период "европоцентризма" в международном туризме по-вершился. Значительное развитие он получил в США, Канаде, Японии. Все-Мировой рынок существенно расширился благодаря включению в него группы развивающихся стран. Развитые страны начали вкладывать капи-тал в эти страны, поскольку они обладали привлекательной туристической мы ресурсами - множество архитектурных и исторических памятников, мор-ские побережья, дешевая рабочая сила. Между тем мировой рынок был биполярным. В социалистических странах основной акцент делался на Внутренняя социальный туризм для широкого круга слоев и существенно ограничивалось международный. Некоторое уменьшение туристич-ной активности связано с ближневосточным конфликтом 1967 г. (когда Израиль полностью захватил Иерусалим - туристический центр миро-вого значения); - Второй этап охватывает 1970-80-е годы. 1971 количество туристов возросло до 168 млн. [111, с.18-20]. Но на вторую половину 1970-х начало 1980-х гг. приходится экономический кризис в туристич-ной отрасли. Экономические неурядицы, рост цен на топливо, что вы-звали сокращение объемов личного потребления, падение курса доллара привело к снижению деловой активности в туризме. Так, например, в Испанию 1980 уровень продаж туров снизилась на 23%, Великобритании - 9%. Это вызвало структурные изменения в организации сбыта туров. В это время обанкротилось много даже и мощных Турре-фирм. Например, 1981 г. обанкротились британские фирмы "Морленд", "Лейкер Холидейз", "Клаб 18-30", "Эрна-Лоу" и др. Наибольший спад наблюдался в 1974 году в странах ОЭСР (7% за год). Но абсолютное количество туристов ежегодно росло в среднем на 5-6% (если 1973 - 13%, то 1974 - лишь 3%) [111, с.21-23]. Важную ре-гулятивну роль на мировом рынке туристических услуг имеет соз-ние 1975 Всемирной туристической организации. Одновременно этот этап характеризуется интенсивной концентрацией капитала в туризме, массированным выходом на мировой рынок туристических услуг ТНК, используя современные средства телекоммуникаций создали глобальную системы передачи информации. Среди причин развития таких процессов обычно называют "возможность использования орга-ганизационных и экономического эффекта концентрации, масштабности обобщенного производства; возможность искусственного создания пере-весов в конкурентной борьбе; трансакционные экономию, связанную с возможностью сэкономить на затратах при проведении сложной бага-токанальнои процедуры "горизонтальных" рыночных связей (поиск партнеров, проведение переговоров), а также на многочисленных формальностях в случае судебных дел "[114, с.77-78]. Путем слияния и поглощения туристических фирм образовались гиганты туристической индустрии - немецкая TUI (слились турфирмы "Хуммель", "Шарнув", "Тиггес-Фартен", "Туропы" и др.), французская "Accor" (слились ту-рфирмы "Новотель" и "Жак Борель Интернасьональ", что потом по-глинулы еще полтора десятка других турфирм) и др. [111, с.118-119]. Еще одна черта этого этапа - дальнейшее уменьшение однородности сви-мирового рынка туристических услуг, рост его сегментованости. В 1980-х годах формируются такие новые сегменты, как конгрессный туризм, туризм лиц "третьего возраста", сельский туризм и т.д.; - Третий, современный этап развития рынка туристических услуг длится с 1990-х годов. Это период интенсивного развития туризма в условиях глобализации мировой экономики, вызванный ростом на-сичености рынке производителями туристических услуг, а следовательно знач-ным обострением конкуренции. В таких условиях туристические предпри-ятия, выходящих на мировой рынок или ищут свое место в структурах ТНК, мощных туркорпораций, или ориентируются на эксклюзивность предложения туристических услуг. 1990 года количество туристов достигло 400 млн. прибытий (рис. 3.1). Первая половина 1990-х годов характеризовалась незначительным ростом доходов от туристической деятельности - в среднем ежегодно на 2-3%, вторая половина - их незначительным увеличением до 4-5%. В среднем для 1990-х годов mpнi4Hi доходы составляли 3.7%, хотя по прогнозам ВТО (1990) оцшювалися в 4.2% [63, с.13-21]. Негативно на рынке туристических услуг сказались вооруженные военные конфлкты на Балканах, Ближнем Востоке (туристических регионах общемировой-го значения), а также вспышки коровьего бешенства и ящура в Великобритании, Ирландии, Нидерландах, экономические и политические кризисы в странах Латинской Америки, природные стихийные бедствия в Германии, Италии, Чехии и др. Наибольший спад туристической активности за все время существования мирового рынка туристических услуг приходится на 2001 г., что связано с терактами в США и последующим обострения ням палестино-израильского конфлкту. Так, если в 2000 г. сде-ся количества туристов достигло 7%, то в 2001 году зафксовано их уменьшения на 1,3% (наибольший спад до этого отмечался 1982 -0,4%). Период 2001-2003 годов является сплошной полосой разнообразных неблагоприятных для развития туризма явлений, что привело к скоро-чения как количества туристов, так и поступлений от туризма. Найби-льше снижение объемов туристической деятельности в 2003 году наблюдалось галосы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (9%), что связано со вспышкой птичьего гриппа. Однако уже в 2004 году зафксовано самый больший рост объемов туристической деятельности в мире после 1976 года, а с 2004 года длится период стабильного роста прироста числа иностранных туристов. По сравнению с 1950 годом в 2007 году количество иностранных тури-стов в мире возросло почти в 36 раз. В среднем за 1995-2007 лет абсолютный прирост составлял 30 млн. туристов за рк (4,5%). (Рис. 3.1). По сравнению с 1950 годом поступления от международному туристической деятельности выросли в 2006 году в 367,5 раз. По этому показателю туризм опередил даже автомобильную промышлен-ность, уступая лишь производству компьютерной технкы. В среднем в течение 1995-2006 годов абсолютный прирост составил 32 млрд. долларов США, относительный прирост - 6,0%. В 2006 году ведущие позиции на мировом рынке туристических услуг по объемам международной туристической деятельности занимают Франция (79,1 млн туристов и 46300000000 долл.США), Испания (58,5 и 51,1 соответственно), США (51,1 и 85,7), Италия (41,1 и 38,1), Китай (49,6 и 33,9), Великобритания (30,1 и 33,5), Германия (23,6 и 32,8). туристических услуг, млн. человек (по данным ЮНВТО) Относительно Украины, то количество иностранных туристов за период 2000-2007 годов увеличилась в 3,6 раза (рис. 3.2). Так, если в 2000 году в Украину въехало 6430,9 тыс. иностранных туристов, то в 2007 году -23073,0 тыс. Размер среднегодового абсолютного прироста ста-новить 2235 тыс. человек, относительного прироста - 20,5%. Самые высокие темпы прироста наблюдались в 2001 (42,7%), 2004 (24,9%) и 2007 (22,1%) годах. Общемировая тенденция к спаду туристической акты-вности в 2001-2003 годах практически не отразилось на рынке между-народного туризма в Украине. Некоторое замедление темпов роста в 2005-2006 годах (12,8% и 7,2%) объясняется прежде всего внутренние-ми организационно-экономическими и политическими факторами. Прочитать заметку о Тактика прохождения маршрута Читать про Субъективные причины Листаем дальше на Тактика, техника и ориентирование на маршруте |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |