Разделы



Туризм в украине


Спортивный туризм


Основы топографической подготовки и спортивного ориентирования


Преодоление естественных препятствий и соревнования по спортивному туризму


Организация и проведение туристических походов


Проведение походов по различным видам туризма


Педагогические и психологические аспекты туризма


Правила организации и проведения туристических походов


Методика разработки туров


Конъюнктура туристического рынка


Педагогика туризма


Методологические основы туристического воспитания


Теория туристического образования и обучения


Мониторинг качества туристического образования


Международный опыт туристического образования


Подготовка кадров туризма в украине


Словарь туристических терминов


Рынок туристических услуг в украине


Сущность, структура и функции рынка туристических услуг


История рынка туристических услуг


Факторы развития туристического бизнеса в украине


Экономический потенциал туристического бизнеса в украине


Стратегии в менеджменте туристических предприятий


Внешнеэкономическая деятельность туристических предприятий


Стратегия выхода украины на мировой рынок туристических услуг


Философия современного туризма


Этапы развития рынка туризма

    

Этапов развития рынка туристических услуг также можно выделить три:

     - Первый этап приходится на 1950-60-е годы. Это период бурного развития туризма. Если 1950 году количество туристов составило 25 млн., то в 1960 - 71 млн., в среднем щ ьш чно увеличиваясь на 4-5% [111, с.13-15]. Объемы поступлений збшилися почти в три с половиной раза. Уже доказанной закономерностью является то, что по мере усложнения производства и насыщения мирового рынка товарами спрос растет прежде всего на услуги. Основной формой был группо-вой туризм, в отличие от индивидуального начала ХХ в. Вины-вающими оптовые туристические предприятия. С 1960-х годов создаются крупные международные туристических предприятия, которые совместно с транспортным компаниями начали монополизировать мировой туристич-ный рынок. Период "европоцентризма" в международном туризме по-вершился. Значительное развитие он получил в США, Канаде, Японии. Все-Мировой рынок существенно расширился благодаря включению в него группы развивающихся стран. Развитые страны начали вкладывать капи-тал в эти страны, поскольку они обладали привлекательной туристической мы ресурсами - множество архитектурных и исторических памятников, мор-ские побережья, дешевая рабочая сила. Между тем мировой рынок был биполярным. В социалистических странах основной акцент делался на Внутренняя социальный туризм для широкого круга слоев и существенно ограничивалось международный. Некоторое уменьшение туристич-ной активности связано с ближневосточным конфликтом 1967 г. (когда Израиль полностью захватил Иерусалим - туристический центр миро-вого значения);

     - Второй этап охватывает 1970-80-е годы. 1971 количество туристов возросло до 168 млн. [111, с.18-20]. Но на вторую половину 1970-х начало 1980-х гг. приходится экономический кризис в туристич-ной отрасли. Экономические неурядицы, рост цен на топливо, что вы-звали сокращение объемов личного потребления, падение курса доллара привело к снижению деловой активности в туризме. Так, например, в Испанию 1980 уровень продаж туров снизилась на 23%, Великобритании - 9%. Это вызвало структурные изменения в организации сбыта туров. В это время обанкротилось много даже и мощных Турре-фирм. Например, 1981 г. обанкротились британские фирмы "Морленд", "Лейкер Холидейз", "Клаб 18-30", "Эрна-Лоу" и др. Наибольший спад наблюдался в 1974 году в странах ОЭСР (7% за год). Но абсолютное количество туристов ежегодно росло в среднем на 5-6% (если 1973 - 13%, то 1974 - лишь 3%) [111, с.21-23]. Важную ре-гулятивну роль на мировом рынке туристических услуг имеет соз-ние 1975 Всемирной туристической организации. Одновременно этот этап характеризуется интенсивной концентрацией капитала в туризме, массированным выходом на мировой рынок туристических услуг ТНК, используя современные средства телекоммуникаций создали глобальную системы передачи информации. Среди причин развития таких процессов обычно называют "возможность использования орга-ганизационных и экономического эффекта концентрации, масштабности обобщенного производства; возможность искусственного создания пере-весов в конкурентной борьбе; трансакционные экономию, связанную с возможностью сэкономить на затратах при проведении сложной бага-токанальнои процедуры "горизонтальных" рыночных связей (поиск партнеров, проведение переговоров), а также на многочисленных формальностях в случае судебных дел "[114, с.77-78]. Путем слияния и поглощения туристических фирм образовались гиганты туристической индустрии - немецкая TUI (слились турфирмы "Хуммель", "Шарнув", "Тиггес-Фартен", "Туропы" и др.), французская "Accor" (слились ту-рфирмы "Новотель" и "Жак Борель Интернасьональ", что потом по-глинулы еще полтора десятка других турфирм) и др. [111, с.118-119]. Еще одна черта этого этапа - дальнейшее уменьшение однородности сви-мирового рынка туристических услуг, рост его сегментованости. В 1980-х годах формируются такие новые сегменты, как конгрессный туризм, туризм лиц "третьего возраста", сельский туризм и т.д.;

     - Третий, современный этап развития рынка туристических услуг длится с 1990-х годов. Это период интенсивного развития туризма в условиях глобализации мировой экономики, вызванный ростом на-сичености рынке производителями туристических услуг, а следовательно знач-ным обострением конкуренции. В таких условиях туристические предпри-ятия, выходящих на мировой рынок или ищут свое место в структурах ТНК, мощных туркорпораций, или ориентируются на эксклюзивность предложения туристических услуг. 1990 года количество туристов достигло 400 млн. прибытий (рис. 3.1). Первая половина 1990-х годов характеризовалась незначительным ростом доходов от туристической деятельности - в среднем ежегодно на 2-3%, вторая половина - их незначительным увеличением до 4-5%. В среднем для 1990-х годов mpнi4Hi доходы составляли 3.7%, хотя по прогнозам ВТО (1990) оцшювалися в 4.2% [63, с.13-21]. Негативно на рынке туристических услуг сказались вооруженные военные конфлкты на Балканах, Ближнем Востоке (туристических регионах общемировой-го значения), а также вспышки коровьего бешенства и ящура в Великобритании, Ирландии, Нидерландах, экономические и политические кризисы в странах Латинской Америки, природные стихийные бедствия в Германии, Италии, Чехии и др. Наибольший спад туристической активности за все время существования мирового рынка туристических услуг приходится на 2001 г., что связано с терактами в США и последующим обострения ням палестино-израильского конфлкту. Так, если в 2000 г. сде-ся количества туристов достигло 7%, то в 2001 году зафксовано их уменьшения на 1,3% (наибольший спад до этого отмечался 1982 -0,4%). Период 2001-2003 годов является сплошной полосой разнообразных неблагоприятных для развития туризма явлений, что привело к скоро-чения как количества туристов, так и поступлений от туризма. Найби-льше снижение объемов туристической деятельности в 2003 году наблюдалось галосы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (9%), что связано со вспышкой птичьего гриппа. Однако уже в 2004 году зафксовано самый больший рост объемов туристической деятельности в мире после 1976 года, а с 2004 года длится период стабильного роста прироста числа иностранных туристов.

    По сравнению с 1950 годом в 2007 году количество иностранных тури-стов в мире возросло почти в 36 раз. В среднем за 1995-2007 лет абсолютный прирост составлял 30 млн. туристов за рк (4,5%). (Рис. 3.1). По сравнению с 1950 годом поступления от международному туристической деятельности выросли в 2006 году в 367,5 раз. По этому показателю туризм опередил даже автомобильную промышлен-ность, уступая лишь производству компьютерной технкы. В среднем в течение 1995-2006 годов абсолютный прирост составил 32 млрд. долларов США, относительный прирост - 6,0%.

    В 2006 году ведущие позиции на мировом рынке туристических услуг по объемам международной туристической деятельности занимают Франция (79,1 млн туристов и 46300000000 долл.США), Испания (58,5 и 51,1 соответственно), США (51,1 и 85,7), Италия (41,1 и 38,1), Китай (49,6 и 33,9), Великобритания (30,1 и 33,5), Германия (23,6 и 32,8). туристических услуг, млн. человек (по данным ЮНВТО)

     Относительно Украины, то количество иностранных туристов за период 2000-2007 годов увеличилась в 3,6 раза (рис. 3.2). Так, если в 2000 году в Украину въехало 6430,9 тыс. иностранных туристов, то в 2007 году -23073,0 тыс. Размер среднегодового абсолютного прироста ста-новить 2235 тыс. человек, относительного прироста - 20,5%. Самые высокие темпы прироста наблюдались в 2001 (42,7%), 2004 (24,9%) и 2007 (22,1%) годах. Общемировая тенденция к спаду туристической акты-вности в 2001-2003 годах практически не отразилось на рынке между-народного туризма в Украине. Некоторое замедление темпов роста в 2005-2006 годах (12,8% и 7,2%) объясняется прежде всего внутренние-ми организационно-экономическими и политическими факторами.


Прочитать заметку о Тактика прохождения маршрута
Читать про Субъективные причины
Листаем дальше на Тактика, техника и ориентирование на маршруте
Рейтинг@Mail.ru