|
Маркетинг туристического предприятия Маркетинговая деятельность прежде всего направлена на максимизировать цию доходов туристического предприятия, то есть имеет экономический смысл. Вместе все большее значение приобретает необходимость ви-ния социальных и экологических факторов развития туристического бизнеса, то есть содержание туристического маркетинга целесообразно расширить за счет социокультурных, экологических, политических аспектов. Другим важным направлением менеджмента туристических пред-приятий является внедрение инновационных стратегий совершенствования их организации. Для повышения эффективности хозяйственной деятельности малые и средние туристические предприятия обычно объединяются в ассоциации (с целью постоянной координации хозяйственной деятельности), корпорации (на основе объединения производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий централизованного-ного регулирования каждому из участников) , консорциумы (временные объединения промышленных и банковских капиталов для достижения общей хозяйственной цели. Однако такие модели не учитывают мо-жливостей использования всего спектра конкурентных преимуществ, из-крема потенциала связанных и поддерживающих отраслей, правительственных структур, а ограничиваются лишь оптимизацией связей предприятий туристического бизнеса. Интересна в этом отношении является концепция создания междуна-родных туристических центров в Украине, разработанная В. Ф. Данильча-ком и направлена на всестороннее использование местного потенциала туристических ресурсов. Содержание концепции заключается в том, что междуна-дни туристические центры располагаются в экологически чистых ком-компактного территориях за чертой крупных населенных пунктов, но в пределах крупных туристических зон; в таких центрах поддерживается атмосфера праздника, доброжелательности, профессионализма по обслужи-вания туристов, создается развитая структура различных услуг и развлечений; одновременно предусматриваются меры, направленные на сохранение местной культурного наследия и т.д. [40, с.110-111]. Обоснована М. Портером (1990) теория национальной, региона-льной и местной конкурентоспособности, поставила в центр внимания кластерную модель хозяйствования, практически сразу была одобрена и взята на вооружение как экономистами-теоретиками, так и практиками. Согласно этой теории, на сегодня ведущую роль в развитии предприятий играют кластеры (англ. "cluster" - кисть, букет, блок, пакет или группа, скопление людей или предметв) как "отдельные" строительные блоки "инновационной экономики" [145, с.59]. Кластериза-ция представляет собой процесс концентрирования по признаку территориальной близости предприятий из родственных сфер экономики. |
|