|
Педагогические и психологические аспекты туризма
7.1. Функции и принципы туристско-краеведческой деятельности Спортивный туризм, как уже отмечалось, в зависимости от категории лиц, делится на детский, молодежный, семейный, для пожилых людей. Привлечение к спортивному туризму детей и юношества способствует развитию и совершенствованию всей системы спортивного туризма, поскольку, во-первых, дети-туристы - это будущее пополнение рядов спортивного туризма, во-вторых, формирование в процессе путешествий навыков здорового образа жизни и активного отдыха способствует поддержанию высокого уровня здоровья. Детско-юношеский туризм - это массовое движение детей и юношества в целях всестороннего развития в активном познании окружающего мира и самих себя средствами туристско-краеведческой деятельности. В свою очередь, туристско-краеведческая деятельность является комплексное средство гармоничного развития подростков и юношества, в активном познании и доступном улучшенные окружающего мира и самих себя, характерным структурным компонентом которого является поход (путешествие, экскурсия, экспедиция). Туристический поход для детей всегда радость. Если поход планируется заранее, если поставленные задачи по подготовке к нему и они поэтапно выполняются, поход превращается в завтрашнюю радость. Еще задолго до того, как отправиться в поход, он становится средством сплочения коллектива. Самая массовая возрастная категория среди участников туристических походов есть дети и юношество. При педагогически правильной организации туристско-краеведческая деятельность осуществляет значительное влияние на развитие детей подросткового возраста. Этот возраст, по определению педагогов и психологов, является определяющим в становлении личности. Особенности этих детей обусловлены изменениями, которые происходят в подростковом возрасте. Резкое увеличение длины тела, изменения двигательного аппарата, увеличение веса, изменение функций гормональной системы и связанное с этим половое созревание - даже этот небольшой перечень биологических процессов характеризует кардинальные изменения физического развития подростка. Физическое развитие, продвижение в интеллектуально-познавательном плане, изменения в эмоциональной сфере - все это становится условиями возникновения нового отношения подростка к себе, к своему положению в жизни. С изменениями социальной ситуации развития неизбежно происходит и формирование новой внутренней позиции. Подростковый возраст характеризуется наличием определенных противоречий, которые объясняются возникновением новых потребностей, для удовлетворения которых требуются новые формы деятельности. Подростковом возраста характерны следующие потребности: потребность в познании, в неформальном общении, в самоутверждении среди сверстников и взрослых, стремление найти себе верного друга и товарища, потребность в самостоятельности, в физической деятельности, связанной с преодолением трудностей, склонности к риску, генетически обусловлена потребность к перемещению, влечение человека к природе и общение с ним. Общение с природой, вхождение в социальную среду во время туристических походов, экскурсий и экспедиций способствует удовлетворению большинства потребностей подросткового возраста. Именно в подростковом возрасте наиболее проявляется генетически заложен инстинкт к кочевания, потребность к изменению окружающей среды. Туристско-краеведческая деятельность органично вошла в учебно-воспитательный процесс современной школы. Она выполняет три основные функции: воспитательно-развивающую, образовательно-познавательную и оздоровительно-спортивную. Каждый функциональный компонент несет в себе конкретные педагогические цели. |
|