|
Конъюнктура туристического рынка
Конъюнктура рынка воспроизводит экономическую ситуацию, сложившуюся на определенный момент времени вследствие совокупного действия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на туристическом продукте и характеризуются уровнем и динамикой цен на товары и услуги туризма.
Конъюнктура является неотъемлемой чертой функционирования рынка. Она состоит результате совокупного действия внутренних и внешних условий и факторов и характеризует состояние рынка в настоящее время и в данном месте. Признаком конъюнктуры являются колебания и динамизм, подчиненные циклическом развитии мировой экономики, что находит свое проявление на разных уровнях. На микроуровне исследуются краткосрочные колебания и изменения соотношения спроса / предложения, влияющие на деятельность субъектов рынка, на макроуровне - средне-и долгосрочные тенденции развития рынка, которые учитываются в отраслевой и национальной стратегии социально-экономического развития.
Исследования туристического рынка предполагает выявление круга условий и факторов, в настоящее время существенное влияние на формирование спроса и предложения на внутреннем и международном рынках (в зависимости от масштабов и направления деятельности), определение силы и направления их воздействия с целью прогнозирования кон ' юнктурних изменений на определенный срок. Основными этапами исследования рынка туристических услуг являются:
а) текущие наблюдения, сосредоточенные на сборе, оценке, систематизации и первичной обработке информации о состоянии рынка; б) анализ конъюнктурной информации с целью определения тенденций и закономерностей формирования конъюнктуры данного рынка; в) прогноз конъюнктуры исследуемого рынка, что является основой разработки стратегии и тактики деятельности туристического предприятия по усилению конкурентных позиций.
Различают конъюнктуру спроса и предложения с последующим разделением по конкретным рынками; ценовую и товарную конъюнктуру и формы ее проявления (рис. 8). Спрос и предложение формируются в результате совокупного действия различных условий и факторов, причем в каждый момент времени их соотношение и сила воздействия разные. Это определяет определенные требования к подбору и оценке воздействия факторов: обязательным является учет тотальной взаимодействия всех явлений социально-экономической жизни, недопустимо тенденции развития конъюнктуры одного рынка механически переносить на другой; необходимо обеспечить непрерывность и последовательность наблюдений за уровнем конъюнктуры с Учитывая ее постоянную изменчивость.
|
|