|
Стратегии в менеджменте туристических предприятий
В Осакский декларации Тысячелетия отмечается, что "после пятидесяти лет феноменального роста туристическая индустрия стала более комплексной и сложной. Сейчас она достигла такого этапа, на котором требуется активизировать исследования традиционных и новых сегментов рынка, потребительских предпочтений, информационных технологий и управленческих методик "[52, с. 234]. Особого внимания заслуживает при этом поиск новых маркетинговых и инновационных стратегий менеджмента туристических предприятий. Эффект масштабности, концентрации производственно-сбытовых и финансовых потенциалов в сочетании с маркетинговыми исследованиями представляет собой значительный фактор повышения эффективности туристической деятельности. "Однако эти положительные качества и характеристики в частности международно-кооперационной сфере взаимодействия крупнейших монополистических образований, не извлекает универсального характера. Мировой рынок на внутренних рынках отдельных государств, оставляет "ниши" и для деятельности многочисленных малых и средних фирм, которые в наибольшей мере отвечают современным требованиям гибкости, эластичности, чувствительности к конъюнктурным изменениям спроса, максимальные простоте сочетания и непосредственности сочетание частного интереса и управленческого процесса "[144, с. 84]. Известный русский ученый В.А. Квартальнов справедливо отмечает, что много лет туристические предприятия не осознавали, что «они должны управлять своим туристическим бизнесом, а не он управлять ими» [64]. То есть речь идет о необходимости формирования четких стратегий менеджмента туристических предприятий. Важным моментом при этом является понимание, что менеджмент туристического предприятия должен быть направлен не на решение проблем в процессе их возникновения, а должен максимально предотвращать любые негативные явления в развитии туристического бизнеса. Под давлением растущей конкуренции в мире большинство мощных туристических предприятий меняют философию управления. Их руководители целенаправленно осуществляют фундаментальные изменения в методах управления туристическим бизнесом. Базовыми составляющими современного менеджмента туристических предприятий являются: - Формирование долгосрочных целей туристических предприятий и обоснование стратегий их достижения; - Разработка четких мер финансовой, кадровой, реализационной политики в соответствии с выбранной стратегией; - Совершенствование организационной структуры управления туристическим предприятием с учетом определенных мер; - Внедрение системы оперативного управления и контроля за выполнением поставленных задач в рамках каждой организации подразделения [64]. Базовыми стратегиями совершенствования менеджмента туристических предприятий должны стать маркетинговая и инновационная. Как отмечает украинский ученый В.Ф. Кифяк, туризм по своим основным характеристикам не имеет никаких принципиальных отличий и особенностей от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существующие положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туристической сфере. Вместе специфическим моментом является то, что в данной области имеет место как торговля услугами, так и торговля товарами, а также особый характер их потребления на месте [68]. В.Ф. Кифяк рассматривает туристический маркетинг как систему координации деятельности туристического предприятия в процессе разработки, производства, реализации туристического продукта и услуг с целью получения максимальной прибыли путем наиболее полного удовлетворения потребителя. По мнению французских специалистов Р. Ланкара и Р. Олле, туристический маркетинг - это серия основных методов и приемов, выработанных для исследования, анализа и виршення задач, связанных с выявлением возможностей наиболее полного удовлетворения психологических и социальных потребностей туристов, с одной стороны, и определение способов финансово рационального ведения дел туристическими предприятиями [68]. |
|