|
Инновационные педагогические технологии подготовки специалистов для сферы туризма
Педагогическую целесообразность туризма и краеведения в отечественной педагогике впервые обосновал К. Д. Ушинский. Он видел в них, прежде всего, мощное средство воспитания национально сознательных граждан. В каждом регионе, подчеркивал он, сконцентрирована большая масса сведений, - исторических, географических, этнографических, статистических и других, - которые учитель должен умело использовать в своей работе. Справедливо упрекая географическое общество царской России, которое почти не занималось распространением знаний о родине среди юношества, К. Д. Ушинский указал, что значительную часть должен взять на себя школа, прежде всего те, кто возглавляет образовательные ведомства. Кроме того, ученый призвал перенять у иностранцев одну важную черту - любовь и уважение к Родине, но не для того, чтобы «быть иностранцами, а лишь для того, чтобы не быть ими в своей стране». По этому поводу он говорил, что самое глубокое чувство у человека, который умирает последним, - это любовь к Родине. К. Д. Ушинский доказывал, что обучать молодежь в России не должны иностранцы, которые прививают свою культуру, а учителя-патриоты, которые преподают только на русском языке. За это его называли «Отцом русской педагогики». Следует отметить, что педагогическая специфика туристской деятельности состоит в том, что эта работа имеет целью не только оздоровления и закаливания людей, но и получение конкретных, отчетливо определенных образовательно-воспитательных результатов. Непосредственное знакомство с материальной и духовной культурой молодежи, народа, природой родного края, изучение в этой связи соответствующих исторических и географических материалов, распространение полученных знаний среди населения, стимулирует любовь к Родине, к культуре и природе своей нации. Анализ документов и научно-педагогической литературы показывает, что на протяжении многих десятилетий прогрессивные педагоги пытались использовать туризм для привития любви своим воспитанникам в родной дом, к своей «малой родины», а через нее и ко всей Украине. К таким педагогов-создателей принадлежал также В. А. Сухомлинский, который не только раскрыл воспитательные функции туристско-краеведческой работы в своих работах, но и апробировал свои теоретические выводы в практической работе с молодежью. Известно, что он много лет был директором Павлышской школы Кировоградщины. Основные направления его воспитательной работы - это любовь к Родине, матери, трудовое, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание. Так, с малышами он проводил занятия в лесу, на поляне под голубым небом, ученики всех классов были закреплены за земельными участками, ежегодно в школе проводилось праздник «Урожая» и т.д. Основательными исследованиями в области туристской деятельности являются работы В. квартального, А. Жидкость, А. Ставровский, В. Федорченко и других авторов, которые раскрыли содержание, цели, задачи и методику подготовки организаторов туристско-краеведческой работы. Следует отметить, что педагогика туризма предусматривает изменение средств функционирования и развития образовательных учреждений туристического направления, начиная с изменений между теми кто учит, и теми, кто учится. Изменения, происходящие в системе обучения, воспитания, реветь, безусловно, влияют на развитие и состояние туристического образования в Украине. Вторая половина XX века, безусловно, войдет в историю туристического образования как период существенных преобразований в сфере обучения, воспитания. Соответствие туристического образования требованиям современности следует рассматривать в первую очередь, с точки зрения роли и места профессиональной подготовки специалистов для сферы туризма, педагогических направлений и функций, касающихся обучения, научных исследований и услуг, которые предоставляются, взаимосвязи уровней и форм образования, особенностей развития образовательного процесса. В XXI веке туризм уже становится отечественным фактором социальной и культурной интеграции, проявлением и инструментом растущей культурного взаимодействия, составителем устройства и образа жизни, способствует укреплению единства общества. Поскольку туризм предусматривает встречи и диалог между «гостями» и «хозяевами», он углубляет знания людей и народов друг о друга, их взаимопонимание. Важными составляющими туризма является качество обслуживания и подготовка персонала, способность адаптироваться к требованиям туристов, эффективность работы общественных служб, безопасность туристов. Мировая цивилизация, перешагнув порог третьего тысячелетия, ставит перед образовательными учреждениями особо ответственные задачи: сформировать молодого человека, способную не просто приспосабливаться к сложным условиям бытия, но и творчески, деятельностной влиять на окружающий мир, создавая социокультурная среда, условия, которые позволят человеку стать личностью, раскрыть свои потенциальные возможности, свободно общаться и самосовершенствоваться. Интенсивно развивается международное образовательное пространство, в которое постепенно вписывается и отечественная система образования. Весомым фактором в этом является развитие международного туризма, укрепление международного сотрудничества как в частном, так и в общественном секторе, развитие образовательных программ. Листаем дальше на Образовательно-квалификационная характеристика Страница про Аспекты занятости в сфере туризма Прочитать заметку о Специализация специалистов |
|