|
Исследование качества образовательных процессовОдно из главных требований оценки работы учебного заведения - объективность: соответствие фактических успехов научно-педагогических работников, студентов; оценки выявленного уровня знаний в соответствии с государственными стандартами. Исследование качества образовательных процессов в учебных заведениях предусматривает следующие этапы: - диагностика и экспертиза деятельности учебного заведения; - сравнительный анализ результатов, консультирование и практическая помощь в преодолении недостатков, трудностей, возникающих во время учебного процесса; - проектирование плана будущего развития учебного заведения. Изучение основных показателей деятельности учебных заведений предусматривает, как правило, пять направлений: - анализ роли учебного заведения по решению проблемы кадрового обеспечения отрасли; - анализ деятельности администрации; - анализ деятельности педагогического обучения и воспитания; - участие общественности и органов студенческого самоуправления в учебно-воспитательном процессе. Мониторинг деятельности учебного заведения охватывает сбор нужной информации, подготовку отчета и репрезентацию его перед участниками учебного процесса. В отчете должен быть представлен реальное состояние деятельности учебного заведения, уровень расхождения результатов учебного процесса по специальностям предусмотренным нормам, стандартам, образовательным целям подготовки специалистов. При этом следует учитывать, что мониторинг и оценка будут эффективны настолько насколько корректно сформированы стандарты, нормы согласно принципиальных требований современного производства. Поэтому разработка и формирование отраслевых стандартов туристического образования является процессом достаточно долговременным и ответственным, они должны учитывать отечественные требования к будущим специалистам в образовательном и профессиональном плане, а также международные стандарты по конкретным специальностям. Любые изменения в технологии отрасли обязательно приводят к изменению в стандартах, нормах. И здесь мониторинг выступает не только как процесс выявления отклонений от стандартов и норм, но и как основание для их просмотра. То есть мониторинг - не только основание для отслеживания процесса движения к заданной цели, целей, но и механизм коррекции целей и путей их достижения. Многие ошибки в управлении возникает потому, что мониторинг рассматривается лишь как средство минимизации отклонений, а не как путь исправления ошибок в целях, планах, нормах, стандартах и т.д. Соблюдение стандартов и нормативов предполагает наличие аппарата мониторинга, лиц которые бы отвечали за выявление отклонений и оценки педагогического процесса. В первую очередь ответственность за соблюдение учебных нормативов несут преподаватели, которые по специально разработанным методикам оценивают уровень обученности студентов по соответствующим дисциплинам учебного плана (схема 4.1). В высшей школе сложилась традиция оценки уровня обученности студентов на экзаменах и зачетах, но итоговый контроль - не корректирующий контроль. В этом случае учебным процессом преподаватель не управляет, а лишь констатирует факт (результат). Как подтверждает анализ, отсутствие текущего системного контроля и оценки, приводит к множеству недостатков в учебном процессе: - не стимулируется систематическая работа студентов в течение учебного семестра; - низкий уровень активности студентов, отсутствует состязательность за лучшие знания и умения; - присутствует субъективный подход к оценке знаний; - значительные затраты времени на экзаменационные сессии т.д. Не следует забывать о том, что педагогическая оценка имеет две важные функции: определяет уровень обученности и мотивирует студентов к последующей практической деятельности. Немного интересного про Типы понимания другой культуры Узнать все по теме Аксиология туристического воспитания Читаем раздел Принцип общественной направленности туристического воспитания |
|